Лекция 12. ЭСТЕТИКА

После изучения данной главы студент должен:

знать

разные философские трактовки искусства;

• основные эстетические категории и, прежде всего, категорию прекрасного;

• социальные функции искусства;

уметь

• оценивать эстетические явления, в том числе и произведения искусства;

• давать общую характеристику развития искусства:

• выявлять связь искусства и других эстетических феноменов с другими сферами культуры;

владеть

• ясным представлением о специфике современного искусства;

• умением анализировать социальные и личностные функции искусства;

• искусством вести дискуссию об эстетических явлениях.

Эстетическое видение мира

Самым общим образом эстетику можно определить как науку об эстетическом измерении человеческого бытия.

Эта наука говорит о своеобразном эстетическом отношении человека к миру, об эстетических аспектах жизни индивида и общества, эстетических отношениях людей в обществе, о значении эстетического в укреплении и развитии социального взаимодействия.

Эстетика носит эмпирический характер в том смысле, что она опирается на опыт искусства и на опыт эстетического восприятия мира. Вместе с тем она черпает данные для обобщения не только из истории искусства, но и из других наук об искусстве: искусствознания, социологии искусства, психологии искусства, истории и теории культуры и т.д.

Эстетика как особый раздел философии, наряду с теорией бытия (онтологией), теорией познания, этикой и другими разделами, самоопределилась сравнительно недавно. Однако эстетическое сознание, эстетический опыт, эстетическая деятельность, далеко не всегда осознаваемые как таковые, присущи культуре изначально, а история эстетической мысли уходит своими корнями в глубокую древность. Зачатки эстетики обнаруживаются уже в древних мифологических текстах. Но термин "эстетика" впервые был введен немецким философом А. Баумгартеном лишь в XVIII в. В настоящее время эстетика представляет собой множество различных направлений и школ, по-разному трактующих едва ли ни все ключевые вопросы, касающиеся эстетического измерения человеческого существования.

О понимании эстетики как науки о прекрасном

Долгое время эстетика развивалась преимущественно как философия прекрасного. Предполагалось, что эстетика исследует, что представляет собой красота и как все остальные эстетические понятия соотносятся с категорией прекрасного.

Однако в настоящее время определение эстетики как науки о прекрасном представляется очевидно устаревшим. Прекрасное – только разновидность эстетического, наряду с такими его модификациями, как возвышенное, низменное, удивляющее, шокирующее, комическое, ироничное, гротескное и т.д.

В лекции, прочитанной по эстетике, Л. Витгенштейн иронично замечает: "Вы могли бы подумать, что эстетика – это наука, говорящая о том, что является красивым... Я думаю, что в таком случае она должна включать также и положения о том, какой сорт кофе наиболее приятен на вкус". В общем случае можно сказать, что существует некая сфера высказывания удовольствия, когда человек пробует вкусную пищу или вдыхает ароматный запах. Кроме того, есть область искусства, совершенно отличная от названной, хотя когда человек слушает музыку, у пего на лице появляется такое же выражение, как и при дегустировании вкусной пищи, хотя здесь есть и различие: над тем, что человек очень любит в музыке, он может даже плакать, а от удовольствия от вкусной пищи он вряд ли станет ронять слезы.

Определение эстетики как науки о прекрасном является чрезмерно узким. В частности, оно совершенно не соответствует практике современного искусства.

Видение в ауре

Эстетическое видение – это всегда новое видение: с его появлением и знакомый, казалось бы, предмет, и все его окружение начинают восприниматься совершенно иначе, чем раньше. Можно сказать, что это выглядит так, как если бы человек в один момент был перенесен на другую планету, где многие объекты ему незнакомы, а известные видны в ином свете.

Эстетическое видение – это всегда видение в ауре, в модусе очарования. Оно придает объекту эстетического интереса особый способ существования, при котором возникает ощущение уникальности этого объекта, его подлинности и незаменимости. С этим во многом связано обычное в случае произведений искусства требование их подлинности: копия скульптуры или картины, выполненная, быть может, выдающимся художником, не имеет такой ценности, как подлинник.

С чувством подлинности нередко сопряжена иллюзия, что эстетический объект уже давно был известен, что он уже был наш. "Невольное воспоминание" более ранних встреч с эстетически заинтересовавшим нас объектом внушает мысль о некой предопределенности: зритель и его объект встречаются как ранее знакомые.

Эстетическое видение, создающее ореол вокруг созерцаемого объекта, сообщает ему какого-то рода святость и внушает благоговение. О том, насколько сильным может быть благоговение, говорит, к примеру, то, что в Средние века даже самые уродливые изображения Богоматери находили себе почитателей, и даже более многочисленных, чем хорошие изображения.

Ореол, вне которого не видится предмет эстетического чувства, – самое непонятное в нем. Но если бы ореол отсутствовал, все эстетические предпочтения достались бы немногим избранным объектам, скажем, произведениям сюрреалистов, так что какие-либо изменения этих предпочтений оказались бы невозможными.

Эстетическая привязанность не ослепление, а именно иное видение. Вряд ли верно, что оно идеализирует или что оно абстрагируется от негативных черт своего объекта.

Эстетически предпочитаемый объект не есть нечто идеальное или очищенное с помощью абстракции, это всего лишь по-особому рассматриваемый объект. И для конкретного, неповторимого индивида, быть может, такое его видение и является единственно верным. Во всяком случае, только оно позволяет в некоторых случаях "узреть красоту даже в безобразном" (Л. П. Карсавин).

Традиционная и современная эстетика

История эстетики отчетливо разделяется на два основных этапа. Первый из них, именуемый традиционной эстетикой, начался еще в античности и продолжался примерно до середины XIX в. Второй этап, называемый современной (иногда неклассической, или нонклассической) эстетикой, охватывает последнее полтора столетия.

Современная эстетика не имеет, как и в прошлом, никакой общепринятой парадигмы (образцовой, общепринятой теории) и представляет собой множество несовместимых друг с другом и конкурирующих между собой концепций. В их числе позитивистская, феноменологическая, экзистенциалистская, прагматистская и другие эстетики. Каждое из существующих направлений в эстетике отличается своим пониманием искусства и его истории, теми общими понятиями, которые используются при анализе искусства, истолкованием функций искусства, разбиением истории искусства на основные ее этапы, выделением основных линий прошлого развития искусства и представлением о тенденциях будущего его развития. Когда заходит речь об эстетике, всегда необходимо уточнять, какая из многочисленных ее версий имеется в виду.