Эстетическая функция искусства

Понятие эстетического всегда связано с понятием красоты. Сами эти слова – "эстетика", "искусство" чаще всего ассоциируются у людей с понятием прекрасного, совершенного. Когда хотят подчеркнуть мастерство, совершенство в любой сфере, говорят: искусство общения, ораторское искусство, инженерное искусство, искусство любви.

Но что такое красота? Что является ее причиной? Где критерии, отделяющие красивое от некрасивого? Всегда ли красиво то, что создано природой? На эти вопросы не так легко ответить, суть проблемы как бы ускользает от вас. Как писал философ культуры А. В. Гулыга, "феномен красоты содержит в себе некоторую тайну".

Существует немало работ, посвященных этому вопросу. Одна из самых известных – "Аналитика прекрасного" И. Канта, где им сформулированы четыре "закона" красоты:

1) красивый предмет вызывает удовольствие, свободное от всякого интереса;

2) прекрасно то, что нравится всем;

3) красота – это целесообразность предмета без представления о цели;

4) прекрасное познается без посредства понятий.

Работа И. Канта, ее на первый взгляд парадоксальные положения, в свою очередь, вызвали многочисленные комментарии.

Задание. Попробуйте и вы поразмышлять об этих "законах". Отметим лишь, что для Канта точкой отсчета и критерием в оценке красоты всегда являлась природа.

Взаимодействие и взаимоотношение красоты и истины, искусства и природы, материального и духовного всегда рассматривались через призму гармонии общечеловеческих ценностей. "Истина – добро – красота" или "благо – красота – справедливость" (Прокл Диадох) суть вечные триады. В их центре – человеческая личность, которая строит свои отношения – сложные и противоречивые – как с миром природы, так и с миром людей. Каждая эпоха формирует особый стиль этих отношений.

У человека всегда есть эстетическое измерение окружающего мира, но оно, конечно, может быть развито в разной степени. Лишь на первый взгляд кажется, что красивое можно увидеть сразу. Тот, кто обладает этим искусством, кто умеет увидеть красивое в повседневности, живет с ощущением большей полноты жизни.

В истории культуры известна такая притча на этот счет. Однажды греческий философ Фалес, выйдя из дома наблюдать звезды в сопровождении прекрасной и насмешливой фракиянки, восторженно глядя наверх, молвил: "Как прекрасно подмечать все небесное!" И при этих словах свалился в колодец. Фракиянка помогла ему выбраться из западни и сказала: "Стараясь постигнуть небесное, ты нс замечаешь того, что под ногами".

Чем же была раздосадована красавица? Красота может ускользать из мира, оставаясь чистой гармонией, колебаниями, которые способны тонко связать нравственные законы и природу, землю, солнце, звездное небо, каплю дождя, а могут заполнить собою пространство, окружающее человека.

Удобная и красивая среда нашего обитания – это не дополнительное украшение в жизни, иногда она может оказывать влияние и на человеческую судьбу. Так, например, психологи заметили, что люди, выросшие в современных микрорайонах со стандартной архитектурой (а вернее, с ее отсутствием) и планировкой городской среды, чаще мыслят стандартно и стереотипно. Отсутствие "архитектурных излишеств", уюта улицы, где каждый дом имеет свое "лицо", той особой ауры, создаваемой историей и культурной традицией, которая витает в старых кварталах городов, не способствует игре воображения, пробуждению фантазии, образного мышления. Может быть, в этом особый секрет притягательности старинных мемориальных домов и квартир великих людей, где сохранились предметы, заполнявшие пространство их жизни. Не случайно герои "Мастера и Маргариты" М. А. Булгакова жили на Патриарших прудах – вряд ли можно вообразить их обитателями Чертанова. Будете в Москве – загляните па Малую Бронную: они живут там и поныне.

Очень важно понять, что искусство – это не просто отображение реальности и осмысление ее, это и сотворение нового эстетического мира.

Не детская ли это забава повторять на картине то, что уже имеет прекрасное существование в природе? Обыкновенно на это отвечают, что искусство воспроизводит не самые предметы и явления действительности, а только то, что видит в них художник... лишь их типические, характерные черты; эстетический элемент природных явлений, пройдя через сознание и воображение художника, очищается от всех материальных случайностей и, таким образом, усиливается, выступает ярче; красота, разлитая в природе, ее формах и красках, на картине является... подчеркнутою. Этим объяснением нельзя окончательно удовлетвориться уже по тому одному, что к целым важным отраслям искусства оно вовсе неприменимо. Какие явления природы подчеркнуты, например, в сонатах Бетховена? Очевидно, эстетическая связь искусства и природы гораздо глубже и значительнее. Поистине, оно состоит не в повторении, а в продолжении того художественного дела, которое начато природой...

В. С. Соловьев

Вероятно, в этом качестве искусства действует труднообъяснимое, но давно известное свойство гениев, которое называют интуицией.