Лекция VI. Естественно-научные трактовки культуры

Позитивизм утверждается в Европе как философское течение в 1830-40-е гг. Его главными представителями были Огюст Конт (1798-1857), Джон Стюарт Милль (1806-1873) и Г. Спенсер, о котором уже шла речь, в связи с эволюционизмом. Заявив себя как "философия науки", "философия ученых" и приняв на себя все признаки науки - "научной философии", позитивизм вскоре из методологических границ вышел на широкий горизонт философского движения, возглавив антиметафизическую линию.

Черты культурологии в учениях польских позитивистов

Сторонники позитивизма в Польше появились уже в начале 1840-х гг. Восприятие его было облегчено тем, что в Польше были те же интеллектуальные традиции (рационализм, эмпирический антиспекулятивизм), па которых базировался позитивизм во Франции и Англии. Но окончательно он утвердился в 1860-е гг. после поражения польского восстания 1863 г., когда стала ясна беспочвенность мечтаний о скорой независимости, о союзе славянских пародов во главе с Россией и Польшей. Место романтических утопий стали занимать идеи и теории, утверждавшие трезвые, прагматические взгляды: например, теория "малых дел", "органичного труда", "работы от оснований", призывавшие к последовательному, постепенному совершенствованию общества, развитию экономики, культуры и воспитания на началах разумного активизма. Его сторонники составляли широкие круги интеллигенции, промышленно-торгового капитала, среднего и бедного дворянства.

Позитивисты в области проблем культуры отказались строить культурные мифы и подвергли критике теории, воспевавшие индивидуализм, чувствительность, проводящие культ пророка и визионерства вместо ясного и конкретного исследования непосредственной действительности, позволяющего строить разумные и достижимые программы социального и культурного совершенствования.

Выдающимся представителем польского позитивизма был Александр Свентоховский (1849-1938) - лидер так называемого варшавского позитивизма. Он не оставил капитальных трудов культурологического характера, работая, главным образом, как философствующий публицист. Иго позиция определялась установками антирелигиозности и свободомыслия, терпимости, приоритета практического действия над теоретическим. Из работ, имеющих культурологический смысл, выделяется "О возникновении законов морали" (1882). Ее характеризует социологизм в объяснении основных культурных форм и принцип эволюции. Основаниями культуры являются социальные условия жизни, по корпи и протоформы их содержатся уже в животном мире, подобно этическим отношениям. Мораль не имеет абсолютного нормативного характера, а релятивна в широком смысле слова. Равным образом, это можно сказать и о культуре вообще. Она должна быть предметом науки исторической по своему характеру, описывающей конкретную культуру, а не обнаруживающей ее универсальные законы. Таким образом, позитивизм вносил в теорию культуры феноменалистическую методологическую позицию. А. Свентоховский, понимая культуру как систему ценностей, отрицал, что эти системы имеют объективный, вытекающий из природы ценностей характер. Культуры как системы ценностей формируются в процессе социальной эволюции. Абсолютной же иерархии ценностей не существует. В релятивистических обобщениях лежал источник культурного пессимизма А. Свентоховского, отрицавшего смысл прогресса и уверявшего, что развитие цивилизации увеличивает одиночество человека. Этой стороной своего понимания культурного развития он оказаться весьма близок современным представлениям о ситуации человека.

К позитивистскому направлению примыкают работы Эразма Маевского (1858-1922) - историка, социолога, этнографа. Ему принадлежит обширный труд "Наука о цивилизации" (в 4 т.), оставшийся незаконченным. Данная работа положила начало целому направлению в польской культурологии и историографии, называемому "теорией цивилизации". Перед этой наукой Э. Маевский ставил задачу объяснить природу цивилизации (культуры) и общества. Ее выполнению должен служить исторический подход в сочетании с пониманием культурной истории как естественного процесса. Цивилизация, по его мнению, имеет природные корни, но не в мире животных сообществ. Между ними, наоборот, имеется пропасть. Она определена тем, что животные сообщества сведены в совокупности, как кристаллы, из абсолютно одинаковых, неразличимых элементов. Но даже самые примитивные человеческие сообщества отмечены функциональной дифференциацией и взаимозависимостью своих членов. Э. Маевский различает два рода эволюции: естественную, в которой усовершенствуются органы организма, и цивилизационную, в которой происходит совершенствование не естественного тела, а искусственных орудий. Эти два типа эволюции не столько надстраиваются один над другим (т.е. цивилизационный над естественным), сколько характеризуют объекты двух разных реальностей единого мира природы. Но они, тем не менее, не рядоположены. Ниже "реальности цивилизации" размещаются последовательно по шкале бытия "реальность организма", "реальность клетки" и "реальность биогенной зоны". Цивилизация характеризуется изготовлением искусственных орудий, чего не знают иные природные реальности. Особая роль отведена языку. Он является единственным средством связи людей в надорганическую целостность, которая и существует, пока через язык возможна интерпсихическая связь. Он содействует аккумулированию знаний, специализации и общественному разделению труда. Только развивая языковую коммуникативную систему, человек оказался способным превратить обычное общинное существование в сложное, функционально многообразное цивилизационное состояние. Совершенствование языка является важнейшим двигателем цивилизационного процесса. Более того, только посредством языка при переходе от простых описаний ко все более сложным и отвлеченным родилось мышление. Изобретение письма и знание, отделившееся от мозга и индивидуальной памяти, сделало науку и ум сверхиндивидуальной принадлежностью всей цивилизации; они обрели как бы самостоятельное существование. Знание стало "собирательной душой" цивилизации, и они вместе существуют реально, обнаруживая свойственное их природе развитие. Предметом деятельности цивилизации как особой сущности становится общее благо. Человеческий индивид в этой объяснительной схеме неизбежно теряет свою антропологическую и онтологическую значимость; люди - это фрагменты, части этой высшей целостности, отдающие свою энергию совокупному организму цивилизации. Тем не менее, субстрат цивилизации, ее носитель - это парод. Причем каждой цивилизации соответствует народ одноязычный, ибо унилингвизм является непременным условием консолидации человеческих фрагментов в единое цивилизационное целое. Между отдельными цивилизациями не утихает борьба за существование, что отражает влияние на теорию Э. Маевского дарвиновского учения. Таковы основные черты одной из самых развитых теорий цивилизации в польском позитивизме.

Близко к позитивизму из мыслителей уже XX в. стоял Стефан Чарновский (1879-1937), испытавший влияние социологизма Э. Дюркгейма. Его воззрения обобщенно представлены в книге "Культура" (1938), в которой С. Чарновский ставит основные культурологические проблемы: как возникает культура? что определяет ее расцвет, изменения и увядание? при каких условиях соприкосновение двух культур дает в итоге синтез обеих, а при каких одна из них будет подвержена разложению? что может сохраниться в ней? наконец, от чего зависит проникновение определенных элементов культуры в среды, которые их не вырабатывали: путешествие их в пространстве и сохранение во времени, иногда целые тысячелетия? С.Чарновский определял культуру как "совокупность объективированных элементов общественной наработки, общие ряду групп и в силу своей объективности имеющие пространственную локализацию и способность пространственно расширяться". Это определение характеризует социологический формализм дюркгеймовской школы, распространяющийся на весь концептуальный схематизм культурологических идей С.Чарновского.

Итак, натурализм, феноменологизм и эволюционизм были определяющими чертами позитивистской линии в польской культурологии, к которым позже добавился социологизм.