Эрве Базен: "смелее приблизиться к реальности".

Посреди немалого числа маститых представителей послевоенного французского романа Эрве Базен (1911 – 1996) занимает прочное место мэтра психологической прозы. Внук известного католического писателя Рене Базена, он нес в себе явные литературные гены, но долго пробивался к признанию на ниве словесности, поскольку не сумел закончить университета и зарабатывая на жизнь в малопрестижных профессиях продавца, клерка, репортера. Но с конца 1940-х гг. все-таки нашел себя, попробовав силы в жанре семейной хроники, получившей во Франции широкое распространение (вспомним Золя, Г. Мартен дю Тара, Дюамеля и др.). И, как нередко бывало, Базен включат в повествование автобиографические мотивы. Так сложилась сто трилогия "Семья Резо", которую открыл роман "Змея в кулаке" (1948).

Герой повествования подросток Жан находится в сложных отношениях с матерью, жесткой, скаредной, деспотичной. Другие дети, страдающие от ее тяжелейшего нрава, называют ее Психиморой (что буквально означает безумная). В своем противостоянии со злобной родительницей Жан одинок, его не поддерживают ни запуганные братья, ни слабовольный отец подкаблучник. Между тем, окружающие видят в семье Резо лишь внешнюю благопристойность. Это вызывает в Жане пусть словесный, но протест против бесстыдного укоренившегося лицемерия и двуличия.

Во втором романе "Смерть лошадки" (1950) конфликт повзрослевшего Жана с семьей обостряется. Он начинает самостоятельную трудовую жизнь, сталкиваясь с неприкрытой враждой матери, которая даже хочет лишить его законно принадлежащей части отцовского наследства. Но Психимора встречает в сыне уже человека не робкого десятка. Использовав против родительницы компрометирующие ее письма, Жак добивается по суду возвращения принадлежащих ему денег и в итоге обретает устойчивость в материальном плане.

Базен возвращается к своему замыслу по прошествии двух десятилетий в романе "Крик совы" (1972). Жан обрел место в жизни, стал мудрее, терпимее по отношению к матери, которая уже не видится ему более лишь олицетворением злобы. И когда мать умирает, ее уход – не просто личное горе героя, это также разрыв со старым миром, против которого он когда-то протестовал. Своевольная, лишенная идеалов молодежь вызывает его неодобрение. Первая и третья части трилогии были экранизированы.

Последовавшие затем романы Базена "Супружеская жизнь", "Анатомия развода" и др. были откликом на специфические коллизии и проблемы, порожденные "обществом потребления". Эти романы позволили Базену стать одним из самых широко читаемых за рубежом современных французских авторов. Его популярность определялась добротной традиционной реалистической манерой, тщательным подбором деталей, проницательностью психолога. В этом сказалось его эстетическое кредо: "возможно смелее приблизиться к реальности". Некоторые романы Базена даже стали бестселлерами, в их авторе лаже видят продолжателя бальзаковской радиции, хотя, конечно, он не берет действительность столь широко и мощно, как автор "Человеческой комедии".

В книге "Во что я верю" Базен пишет: "Я предпочел бы быть составной частичкой будущего человечества, а не настоящего, все еще опозоренного страстью к наживе, привкусом крови, культом иллюзий, разнузданным насилием, терпимостью к несправедливости". Базен творил в духе гуманистической традиции национальной литературы: это означало ответственность перед обществом и то, что обычно называется гражданственностью. В России выходили отдельные издания его романов, однотомник в серии "Мастера современной прозы", а также собрание сочинений в четырех томах (1988-1989).