Эпоха Просвещения принесла немало великих имен

Локк Джон — фигура на мировом философском небосклоне достаточно известная. В противоположность рационализму Р. Декарта Дж. Локк обосновал философские взгляды сенсуализма. Суть в том, что признавая появление знаний из опыта, он был сторонником получения их посредством чувственности, через ощущения. "Голова новорождённого — чистая доска, на которой жизнь рисует свои узоры — знания". Так Локк обосновывал сенсуализм. "Нет ничего в уме, чего раньше не было бы в ощущении", — вот основной тезис Дж. Локка.

Локк Джон (1632-1704 гг.), английский философ, политический мыслитель, создатель идейно-политической доктрины либерализма. Преподавал в Оксфорде, был секретарём и переводчиком медицинских трудов Т. Сиденгама. В 1668 г. избран в Лондонское королевское общество, с 1667 г. домашний врач, затем секретарь лорда Эшли (фа-фа Шефтсбери), вместе с которым в 1683-1689 гг. был в эмиграции в Голландии, где сблизился с кругом Вильгельма Оранского и после провозглашения его Королём Англии возвратился в 1689 г. на родину. В "Опыте о человеческом разумев разработал эмпирическую теорию познания. Отвергая существование врождённых идей, утверждал: всё человеческое знание проистекает из опыта. Развил учение о первичных и вторичных качествах и теорию образования общих идей (абстракций). Социально-политическая концепция Локка опирается на естественное право и теорию общественного договора. В педагогике исходил из решающего влияния среды на воспитание. Основоположник ассоциативной психологии.

Крупный вклад в развитие философии рассматриваемого исторического периода внёс немецкий учёный Г. Лейбниц.

Лейбниц развивал идеи объективного идеализма, заложенные в платоновском наследии. Его заслуга состоит в том, что он высказал ряд глубоких мыслей диалектического характера.

Мир, считал Лейбниц, состоит из мельчайших элементов, или монад — духовных элементов бытия, обладающих активностью и самостоятельностью, находящихся в непрерывном движении, изменении и способных к страданию, восприятию и сознанию. Число монад бесконечно.

Бог, по Лейбницу, возвышается над телесным миром, являясь его "виновником и господином". Единство и согласованность монад есть результат Богом "преустановленной гармонии".

Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646-1716 гг.), немецкий философ-идеалист, математик, физик и изобретатель, юрист, историк, языковед. Родился в семье профессора Лейпцигского университета. Учился в Лейпциге ком и Йенском университетах, где изучал юриспруденцию и философию. В 1672-1676 гг. в Париже, с 1676 г. на службе у ганноверских герцогов, сначала в качестве придворного библиотекаря, затем герцогского историографа и тайного советника юстиции. Основатель и президент с 1700 г. Бранденбургского научного общества (позднее Берлинская АН). Избирался членом Парижской академии и Лондонского королевского общества. По просьбе Императора Петра I разрабатывал проекты развития образования и государственного управления в России. Лейбниц явился завершителем философии XVII в., предшественником немецкой классической философии. Его философская система начала складываться с 1685 г. и явилась итогом 20-летней эволюции, в процессе которой он критически переработал основные идеи Демокрита, Платона, Августина, Декарта, Гоббса, Спинозы и других философов. Основные сочинения: "Рассуждения о метафизике", "Новая система природы", "Новые опыты о человеческом разуме", "Теодицея", "Монадология".

В Англии в XVII—XVIII вв. получил развитие идеалистический сенсуализм, наиболее видными представителями которого явились Джордж Беркли (1685—1753 гг.) и Дэвид Юм (1711-1776 гг.).

Во Франции вторая половина XVIII в. явилась временем резкого обострения конфликта между феодальным и буржуазным мировоззрениями. Конфликт завершился революцией 1789 г. Важную роль в идейной подготовке этой революции сыграли представители французского Просвещения, некоторые имена которых уже упоминались в лекции — Франсуа Вольтер (1694—1778 гг., настоящее имя Франсуа Мари Аруэ), Жан Жак Руссо (1712-1778 гг.), Дени Дидро (1713-1784 гг.), Жюльен Офре Ламетри (1709—1751 гг.), Клод Адриан Гельвеций (1715-1771 гг.), Поль Анри Гольбах (1723-1789 гг.). Они боролись как с религиозными воззрениями, так и с социально-политическими порядками, существовавшими во Франции.

Преодолевая непоследовательность Дж. Локка и идеализм Д. Беркли, материалистически мыслящие французские философы защищали материализм в его механистической форме, хотя в воззрениях некоторых из них и содержались элементы диалектики, в частности, во взглядах Дидро на развитие организмов. Согласно его теории, природа, материя есть причина всего сущего и существует сама по себе, будет существовать и действовать вечно; она своя собственная причина. Все материальные тела состоят из атомов. По отношению к человеку материя есть все то, что воздействует каким-либо образом на органы чувств.

Юм Дэвид (1711-1776 гг.), английский философ, историк, психолог, экономист и публицист. В "Трактате о человеческой природе" в русле идущего от Дж. Локка направления английского эмпиризма развил учение о чувственном опыте как единственном источнике знания. Отвергая теорию врожденных идей, Юм сводил к "впечатлениям" всё ОГЛАВЛЕНИЕ сознания, в том числе понятия субстанции и причинности, в которой он видел лишь привычное ожидание временной последовательности событий. Основой этики считал изначальное чувство "симпатии". С 1752 г. в Эдинбурге работал над "Историей Великобритании". В 1763-66 гг. на дипломатической службе в Париже, где сблизился с французскими просветителями. С 1769 г. снова в Эдинбурге. Был близок деизму ("Диалоги о естественной религии"). Учение Д. Юма — один из источников философии И. Канта, позитивизма и неопозитивизма Х1Х-ХХвв.

Руссо Жан Жак (1712-1778 гг.), писатель и композитор, музыковед и ботаник; как философ занимался исследованиями в области морали, политики и образования. Руссо не был французом по происхождению. Он родился в Женеве в довольно бедной семье, но принадлежал к высшему классу граждан Швейцарской Конфедерации. В поисках счастья, не имея денег, в 18 лет покинул Женеву. Отверг протестантизм и перешёл на позиции католицизма, но постепенно пришёл к отрицанию официальной религии. Занимался самообразованием, познакомился с сочинениями Платона, современной ему школой естественного права, идеями французского Просвещения. В 1749 г. участвовал в конкурсе Дижонской академии на лучшее эссе и за написанные им "Рассуждения о науках и искусствах" получил первую премию. Эта работа, опубликованная в 1750 г., принесла ему славу. В 1772 г. по заказу написал Конституцию Польши, которая находилась под угрозой первого раздела между Пруссией, Австрией и Россией, что и произошло в том же году. В сочинениях "Рассуждение о начале и основаниях неравенства...", "Об общественном договоре" (1762 г.) выступал против социального неравенства, сословного эгоизма, основ существующей власти и права; государство у него должно быть результатом договора свободных людей. Свобода воли является неотчуждаемой. Поэтому Руссо отделяет суверенитет — законодательную функцию — от правительства, выполняющего исполнительную функцию, и ставит второе на службу первому. Единственно законной формой суверенитета является прямая демократия, при которой все граждане имеют право участвовать в выработке законов. Педагогические взгляды Руссо выражены в романе-трактате "Эмиль, или О воспитании". Роман в письмах "Юлия, или Новая Элоиза" и особенно "Исповедь" ставили в центр повествования частную жизнь и душевные переживания человека, что способствовало становлению психологизма в европейской литературе. "Пигмалион" — ранний образец мелодрамы.

Значение взглядов Руссо состояло в целом в том, что он выдвинул альтернативу оптимизму эпохи Просвещения, в связи с чем его иногда причисляли к приверженцам романтизма (сентиментализма) на основании того, что в мотивации поведения людей он отводил более важную роль чувствам, а не разуму.