Введение

Социология (от лат. societas – общество и греч. λόγος – учение) – это наука, изучающая социальные отношения и связанные с ними процессы, происходящие в обществе.

Данная книга представляет собой редкую в современной России попытку создать учебник по методике преподавания социологии в высшей школе. Книга писалась с таким расчетом, чтобы пользу из нее извлекли все студенты, которые учатся на социологов в бакалавриате и магистратуре и особенно проходящие педагогическую практику и планирующие начать свою профессиональную деятельность в качестве преподавателей социологии. Автор надеется, что аспиранты, ассистенты профессоров и даже опытные преподаватели смогут использовать его рекомендации по оценке своих занятий и по организации образовательного процесса и учебной работы студентов.

Структура учебника выстроена таким образом, чтобы помочь читателю достичь означенной цели.

Учебник состоит из шести разделов и 20 глав.

Первая из них посвящена теоретическим аспектам методики преподавания и потому содержит основные сведения по направлениям, целям, задачам, функциям, дидактическим принципам, методам и технологиям проведения учебных занятий.

Вторая глава раскрывает общие особенности методики преподавания социологии и подчеркивает специфику преподавания социологических дисциплин. Глава рассказывает о целях, методах и путях составления учебного курса и подробно освещает существующие требования к профессиональной подготовке социолога.

Третья глава призвана помочь студенту, пробующему свои силы в преподавании, грамотно составить план предстоящего занятия по социологии и учесть все необходимые при подготовке детали.

Четвертая глава объясняет специфические особенности лекционной формы проведения учебных занятий, описывает виды и этапы лекции и содержит методические рекомендации по ее диагностике и использованию наглядных и технических средств во время занятий.

Пятая глава рассматривает характерные черты и вилы семинаров и основные проблемы, возникающие у преподавателей при проведении семинарских (практических) занятий по социологии: при составлении графических схем, оценке докладов, работе с документальными источниками, контрольном тестировании, закреплении и проверке знаний студентов.

С шестой по четырнадцатую главу учебник дает рекомендации по проведению учебных занятий по разным социологическим дисциплинам. При этом указываются профессиональные компетенции, которыми должен овладеть студент в процессе обучения данным дисциплинам, а также особенности планирования каждого учебного курса.

Пятнадцатая и шестнадцатая главы знакомят читателя с методическими правилами проведения учебных занятий по связанным с социологией предметам – социальной истории России и обществознанию. Данные дисциплины выбраны потому, что они не только привязаны к социологии по своему содержанию, но и имеют общую с ней методологическую основу. Выпускники социологических факультетов нередко преподают историю и общество- знание, и, следовательно, для них будет небесполезно изучить те рекомендации, которые предоставляет методика преподавания социологии применительно к составлению данных курсов.

Семнадцатая и восемнадцатая главы подробно раскрывают психологические приемы, необходимые при работе со студентами, и делают акцент на учете, активизации и развитии психических процессов, состояний и свойств учащихся, связанных с их познавательной деятельностью.

Девятнадцатая глава описывает виды внеаудиторной работы студентов социологической специализации и в первую очередь работу над исследовательскими проектами.

Последняя, двадцатая, глава содержит правила написания курсовых и дипломных работ с подробным описанием их структуры и примерами из разных отраслей социологии.

В конце каждой главы помещены контрольные вопросы и задания по пройденному материалу, а в конце учебника дается список рекомендуемой методической литературы.

Автор принял во внимание тот факт, что социология преподается не только на факультетах социологии и часто представляет собой не один предмет, а целый цикл дисциплин социологического профиля. Поэтому представленный вашему вниманию учебник составлен так, чтобы его можно было использовать в разных вузах и на разных факультетах, но в первую очередь на факультетах социологии при изучении методики преподавания этой науки.

Таким образом, материал учебника позволяет студенту:

знать

• основные педагогические теории, применимые к практике преподавания социологических дисциплин;

• основные дидактические принципы, педагогические методы и технологии;

• основы педагогического мастерства, необходимые для преподавания дисциплин социологического цикла;

• психологические приемы, предусмотренные методикой преподавания социологии;

• теорию планирования, проведения и оценки лекционных и семинарских занятий;

• порядок работы над учебным проектом;

• правила написания учебных письменных работ по социологии;

• профессиональные компетенции, связанные с социологическими дисциплинами;

• методические рекомендации по составлению курсов учебных занятий по разным социологическим дисциплинам;

• правила использования средств наглядности, графических схем и письменных источников на учебных занятиях;

уметь

• применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической и педагогической теории;

• давать четкие определения научных понятий, связанных с процессом обучения;

• описывать современные методологические теории и исследовательские приемы в методике;

• объяснять факторы, цели и задачи обучения применительно к конкретным ситуациям;

• составлять тематический план учебных занятий;

• использовать необходимые средства и пособия для эффективной организации учебного занятия;

• осуществлять проверку и закрепление знаний учащихся;

• выбирать необходимые психологические приемы для активизации познавательных процессов учащихся;

• осуществлять проектную деятельность;

• осуществлять диагностику своей педагогической деятельности;

• составлять курсы учебных занятий но разным дисциплинам социологического профиля;

• применять полученные профессионально-профилированные знания в профессиональной деятельности;

владеть

способностью использовать теоретические знания и практические навыки для организации образовательного процесса;

• практическими навыками по составлению учебных курсов;

• методикой планирования и проведения аудиторной и внеаудиторной учебной работы;

• знаниями о правилах, методах и средствах достижения эффективного результата при организации процесса обучения;

• умением преподавать разные учебные дисциплины, включая методику преподавания социологии;

• способностью проведения учебных занятий по социологическим дисциплинам в вузе и по обществознанию в школе.

Учебник предназначен для подготовки прикладных и академических бакалавров, обучающихся по направлению "Социология", а также для студентов магистратуры разных социологических профилей и в первую очередь профиля "Социология образования".