Эпистолография XVII века

В XVII в. значительно расширяется область русской эпистолографии: письма пишут с большой интенсивностью, эпистолярные связи становятся характерными для разных социальных кругов, от горожан до вельмож и первых лиц государства.

Эпистолография XVII в. представлена прежде всего многочисленными царскими посланиями, как общегосударственного, так и личного характера. Михаил Федорович (1613–1645) сделал переписку царя с патриархом, ближними государевыми людьми, членами семьи непременным элементом придворного этикета, и хотя это в основном полуофициальные и официальные послания, написанные по определенному шаблону, сам факт резкого увеличения количественных показателей переписки при Михаиле Федоровиче говорит о возрастании роли эпистолярного жанра в русском обществе XVII в.

Большую переписку оставил Алексей Михайлович (1645–1676): известно более 100 писем государя. Его адресатами были патриарх Никон, думный дворянин и друг детства Афанасий Матюшкин, бояре Н. И. Одоевский, А. Л. Ордин-Нащокин, члены царской семьи. Царь обсуждал в письмах политические и религиозные вопросы, проблемы человеческих взаимоотношений, соколиную охоту и т.д. На основании этого исторического источника мы можем составить довольно полное представление о личности этого государя.

В XVII в. письма активно писали не только монархи, но и их жены. Активную переписку вела вторая жена Михаила Федоровича Евдокия Лукьяновна Стрешнева (ум. 1645). Сохранилось 31 ее письмо, адресованное в основном членам царской семьи.

Представление о том, что царь обязательно пишет и рассылает послания своим подданным, проявилось в таком интересном феномене, как эпистолярное творчество самозванца Тимофея Акундинова (1617–1654), выдававшего себя за сына царя Василия Шуйского и рассылавшего грамоты, стилизованные под "царские письма", которые якобы и должны были стать доказательством его права на трон. Это единственные самозванческие послания, которые дошли от XVII в. Т. Акундинов придумал для них особый "царский язык", очень образный, метафоричный, ритмизированный, с многочисленными словарными заимствованиями из других языков. Данный пример очень интересен, поскольку показывает, как в народе представляли себе язык писем царя.

Множество посланий в XVII в. вышло из-под пера православных иерархов. Продолжал развиваться эпистолярный жанр в церковно-поучительной сфере, где послания иерархов начинают составлять целые сборники, например, сборник "Икона" (1700) последнего досинодального московского патриарха Адриана (1627–1700). Большой интерес представляет собой эпистолярное наследие патриарха Никона (1606–1681). Особый пласт эпистолографии XVII в. – переписка старообрядцев во второй половине столетия (письма Аввакума Петрова, боярыни Феодосии Прокофьевны

Морозовой, "Послание к христолюбцу" Авраамия, послания Андрея Денисова Вторушина).

Большие комплексы частной переписки обычных людей, в том числе женских писем, дает нам XVII в. Переписка между горожанами стала настолько обычным явлением, что возник новый феномен – фальсификация частной переписки для судебных исков. Например, сохранились 13 любовных ("советных") писем подъячего тотемской приказной избы Арефы Малевинского к Аннице Федотовой из семьи церковного дьяка (1676). В ходе судебного разбирательства выяснилось, что никакой любви Арефы к Аннице не было, а эта переписка – имитация любовных посланий – была сфабрикована участниками интриги, т.е. "частные" поддельные письма писались в расчете на то, что их можно использовать в суде.

Такая же история произошла с комплексом писем Евдокии Прокофьевны Урусовой (ум. 1675) к детям. Княгиня была активной сторонницей старообрядчества, была в 1671 г. арестована, подвергнута пыткам и заточению и умерла в тюрьме – Боровском остроге. От нее осталось 13 писем, причем они дошли в копии, что свидетельствует о публичном характере посланий.

Особым жанром были так называемые "прощальные письма", писавшиеся перед смертью. Они, как правило, были рассчитаны не на конкретного читателя, а на некоторый читательский круг (родственников, домочадцев) или даже шире (горожан, определенную социальную группу, например, письмо 1667 г. галицкого юродивого Стефана Нечаева).

Для эпистолографии XVII в. характерно появление, в дополнение к азбуковникам, пространных формулярников, т.е. образцов не шаблонов, а реально существовавших посланий, которые были признаны образцами жанра и рекомендовались читателям к использованию в качестве подражания при сочинении собственных писем. Такие сборники были даже печатными (например, в этом качестве использовалось "Патриаршье поучение" – собрание пастырских посланий патриарха Иосифа, составленное в 1643 г.).

Переписка русских людей XVII в. – это эпистолярное творчество раннего Нового времени. Оно служит ценным историческим источником по истории частной жизни, придворной жизни, личным биографиям, истории ментальности, истории идей и т.д.