Эпистолография конца XV – XVI века

Эпистолография – это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая переписку, как правило, корреспонденцию личного характера (между частными лицами) или обращения частного характера к вышестоящим инстанциям.

Примеры переписки мы встречаем в Древней и Средневековой Руси. Существуют отдельные образцы древнерусских писем (например, письмо начала XII в. от князя Владимира Всеволодовича Мономаха князю Олегу Святославичу), а также немало посланий церковных иерархов светским лицам (Феодосия Печерского киевскому князю Изяславу Ярославичу, митрополита Никифора Владимиру Мономаху и др.), при этом последние тесно сближаются с церковно-учительными посланиями (8.1). Имеется также целый комплекс эпистолярных источников XI–XV вв. – берестяные грамоты (6.1).

В полной мере жанр частной корреспонденции расцвел в XV–XVI вв. Это было связано с причинами как технологического, так и исторического характера. Распространялась дешевая бумага, что делало процесс переписки общедоступным. Возрастала роль человеческой личности, осознания себя, своей идентичности, самооценки. Частное мнение становилось важным. Конечно, это касалось только элиты общества, своеобразных интеллектуалов раннего Нового времени, которые, однако, появлялись среди и князей, и дворян, и духовенства, и горожан.

На развитие переписки повлиял также информационный фактор. В отсутствии СМИ частное письмо было источником информации о текущих событиях, запрос общества на которую становился все масштабнее. По мере социально-экономического развития усложнялись социальные структуры и связи, возникала потребность в письменной коммуникации по разным вопросам. Люди все чаще писали письма друг другу и в разные инстанции. Постепенно сформировалась целая эпистолярная культура с собственными канонами и особенностями.

Письма в Московской Руси было принято писать, придерживаясь определенных образцов, которые приводились в специальных сборниках, так называемых письмовниках. Последние содержат примеры, как следует составлять послание тому или иному адресату. Это был литературный этикет, которого стремились придерживаться. Кроме того, для изобретения литературных формул использовались такие образцы высокой литературы, как "Толковое евангелие", фрагменты из учений отцов церкви, из "Пчелы" – древнерусского сборника церковных и философских изречений.

Эпистолярный жанр на Руси развивался из церковно-учительных посланий (греко-римская античная эпистолярная традиция здесь не была известна вплоть до Нового времени), поэтому древнейший "Неозаглавленный письмовник" (конец XV в.) содержит образцы посланий к владыке (митрополиту или епископу), игумену, чернецу, "великому старцу", "от ученика к старцу о прощении". Для светских лиц в нем есть образец послания к великому князю, к властителю вообще и в поздних редакциях – к брату и ко врагу ("супротивному").

Наиболее широкий спектр адресатов развернут в "Азбучном письмовнике" (конец XVI в.). Это разнообразные образцы писем: 1) церковным людям (к старцу в монастырь, святителю, священнику, "в монастырь девич", в лавру, к иноку, к митрополиту, к строителю монастыря); 2) должностным лицам и разным социальным группам ("к царскому полатнику", "царскому постельнику", "казначею царскому", "воеводе в полк", к мещанину, мастеру, воину, учителю, "ко учителю гордому", иконописцу); 3) друзьям ("в полк другу", "книжному другу", "недругу", "другу с лаею", "непостоянну другу с посмехом"); 4) родным и близким ("к брату родному", к сестре, "к отцу родителю", к матери, сыну, мужу, жене, отроку, "отроковице", невесте и т.д.).

Конечно, образцов придерживались, но ценность дошедших до нас посланий заключается в их оригинальных, авторских частях (ради которых, собственно, и писались письма). Эпистолярные памятники XV– XVI вв. можно тематически разделить на несколько групп.

1. Полемические и публицистические послания по церковным вопросам. Это наиболее крупная группа корреспонденции вокруг многих актуальных проблем, стоявших перед Русской православной церковью: полемика нестяжателей и иосифлян, борьба с ересями, переписка русских вольнодумцев, вопросы христианской морали, нравов эпохи, церковного строительства.

Среди крупных авторов эпистолярных сочинений надлежит назвать первого русского автокефального митрополита Иону (ум. 1461), автора нескольких десятков грамот но вопросам церковного устроения Русской земли; московского митрополита Геронтия (ум. 1489), автора посланий в поддержку великокняжеской власти; новгородского архиепископа Геннадия (ум. 1505), создателя первого полного перевода Библии на русский язык, автора посланий против еретиков; Нила Сорского (ум. 1508), идеолога нестяжательства; троицкого игумена Артемия (сер. XVI в.), одного из духовных покровителей русских еретиков; игумена Иосифа Волоцкого (ум. 1515); митрополита Даниила (ум. 1547); философа Максима Грека (ум. 1555); митрополита Макария (ум. 1563); Зиновия Отенского (ум. около 1572); патриарха Иова (ум. 1607) и других иерархов по церковным вопросам.

2. Государевы послания по государственным, церковным и личным вопросам. Сохранились письма почти всех русских государей XVI в.: Василия III (1506–1533), Ивана Грозного (1533–1584), Бориса Годунова (1598–1605). Переписку от имени Федора Ивановича (1584–1598) в силу его слабоумия вряд ли можно считать аутентичной. Впрочем, то же самое можно сказать обо всех посланиях монархов. Большинство из них адресованы высокопоставленным лицам в государстве, иностранным монархам, дипломатам и т.д. Это официальные письма, которые составлялись дьяками, царскими секретарями, и степень участия монарха в их составлении заключалась или в одобрении зачитанного ему содержания, или в задиктовывании каких-то фрагментов. В царских посланиях очень слабо выражен личностный момент. Лишь от Василия III дошел редкий для XVI в. набор личных писем жене, Елене Глинской, и от Ивана IV – оригинальная политическая полемика.

3. Публицистическая полемика по светским вопросам. К ней относится знаменитая переписка царя Ивана Грозного и первого русского диссидента Андрея Курбского в 1564–1579 гг., послания публициста Ивана Пересветова (сер. XVI в.) с предложениями реформ в Российском государстве и т.д.

4. Письма по разным вопросам, в основном информационного характера. В качестве примеров можно привести послание некоего Феофила Дедеркина великому князю Василию II (1425–1462) о землетрясении в Италии в 1456 г.; послание в Литву "другу" о книжном деле московского купца Василия Дмитриевича Ермолина (вторая половина XV в.); переписку дьяка Мисюря Мунехина (ум. 1528) с астрологом Николаем Булевым и иноком псковского Елеазарова монастыря Филофея, в которой в 1523–1524 гг. была сформулирована знаменитая теория "Москва – Третий Рим"; послание Семена Мальцева 1569 г. из турецкого плена об астраханском походе турецкой армии; и др.

Изучение эпистолярных памятников начинается с их датировки и установления авторства. Для этого используются методы текстологии, применимые к любому нарративу (3.3). Если в частной переписке автор и адресат, как правило, указаны в тексте, то для официальных писем выявление их настоящих составителей, разделение лиц (кто реально писал документы, а кто только подставил свою фамилию) является сложной исследовательской задачей.

При изучении отечественных эпистолярных памятников XV–XVI вв. надо прежде всего установить историю текста послания. Значительная часть писем до сих пор не издана, а для многих опубликованных не установлены редакции, плохо учтены варианты разночтений в разных списках. Необходимо попытаться выделить протограф – первоначальный текст послания, отделить от него поздние редакторские вставки и искажения. При анализе текста послания следует внимательно изучить его текстологию, выделить типические фрагменты (цитаты из письмовников и другие элементы литературного этикета), заимствования из других текстов и оригинальную, авторскую часть.

Эпистолярные памятники могут выступить в качестве исторических источников для исследований во всех областях исторической науки. В частной переписке часто содержатся детали и подробности, факты, отсутствующие в летописях и документах, нередко раскрываются детали принятия решений, которые просто не могут попасть на страницы официальных бумаг. В переписке показаны мотивы действий людей, особенности их частной жизни и взаимоотношений.