Введение

Изучение дисциплины "менеджмент" позволяет получить конкретные знания и практические навыки в постановке и обосновании целей управления и мобилизации усилий персонала для достижения поставленных целей, дает возможность принимать научно обоснованные решения, управлять предприятиями и организациями как целостными системами.

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать

– основные этапы развития менеджмента как науки и профессии; принципы развития и закономерности функционирования организации; роли, функции и задачи менеджера в современной организации;

– основные бизнес-процессы в организации; принципы целеполагания, виды и методы организационного планирования;

– типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования;

– виды и методы принятия управленческих решений;

– основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами;

– типы организационной культуры и методы ее формирования;

уметь

– ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;

– анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию;

– анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию;

– организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач; анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по их эффективности;

– диагностировать организационную культуру, выявлять ее сильные и слабые стороны, разрабатывать предложения по ее совершенствованию;

владеть

– методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль);

– современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации.

В учебном пособии изложены основы методологии и методики современного управления: важнейшие категории, законы функционирования социальных систем управления, принципы, функции и методы управления. Проанализирован зарубежный и отечественный опыт менеджмента, рассмотрен системный подход в управлении организацией, перспективные направления ее развития, а также элементы организационной культуры.

Достаточно подробно раскрыт менеджмент как процесс управления, состоящий из взаимосвязанных общих функций менеджмента: планирования, организации, координации, мотивации и контроля.

Важное место в учебном пособии отводится процессу разработки и оптимизации управленческих решений и методам управления.

Особое внимание уделено социальным факторам управления, профессиональным и личностным качествам менеджера, вопросам власти и лидерства, организации личной работы руководителя, а также конфликтам и изучению психологического климата в коллективе.

Рассмотрены проблемы экономической эффективности управления, приводятся критерии и показатели экономической эффективности, а также факторы, влияющие на ее уровень.

Учебное пособие включает пять глав (модулей), ОГЛАВЛЕНИЕ которых раскрыто в 20 параграфах.

Каждый параграф главы заканчивается контрольными вопросами, предназначенными для систематизации и проверки знаний, заданиями для самостоятельной работы, выполнение которых поможет студентам в формировании профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС ВПО третьего поколения по направлению подготовки "Торговое дело", а также рекомендуемой литературой по теме.

Данное учебное пособие может представлять интерес для студентов всех направлений подготовки, изучающих дисциплину "менеджмент", а также для магистров и практических работников.