Энергия и уровни организации

Этот процесс станет понятнее, если мы рассмотрим природу пикового переживания с точки зрения энергий и уровней организации. Из-за своей синтезирующей природы сверхсознательные энергии действуют на элементы личности так, что это переводит их на следующий, более высокий уровень организации. Когда достигается этот более высокий уровень, высвобождается синергетическая энергия (синергия — способность двух или более факторов оказывать совместное действие, большее суммы их отдельных действий), которая в свою очередь создает экстаз, душевный подъем и радость, характерные для такого рода переживаний. В зависимости от количества сверхсознательной энергии, излучаемой Самостью, восприимчивости личности в данное время и многих других факторов, этот более высокий уровень организации может быть или не быть устойчивым. В большинстве случаев он сохраняется, только пока Самость продолжает излучать энергию. Но как только приток этой энергии прекращается — что в конце концов обязательно происходит ввиду циклической природы активности Самости, — у личности возникает более или менее выраженная тенденция к возвращению на прежний уровень организации. Три возможных исхода:

1. Энергия Самости достаточно велика для достижения более высокого уровня личностной интеграции, а также для трансформации или разрушения присущих личности шаблонов и тенденций, которые бы стремились вернуть ее к прежнему состоянию. В этом случае новая интеграция сохраняется навсегда. Такой исход относительно редок и наблюдается в тех случаях, когда жизнь индивида внезапно и навсегда преображается и становится возвышенной непосредственно в результате духовного пробуждения.

2. Энергия, излучаемая Самостью, менее интенсивна, и/или личность менее восприимчива, так что, хотя более высокий уровень организации и достигается, только некоторые из регрессивных тенденций и паттернов личности трансформируются полностью, тогда как большинство других лишь временно нейтрализуются присутствием высших энергий. По этой причине более высокий уровень личностной интеграции поддерживается, только пока активно действует энергия Самости. Как только приток энергии прекращается, личность возвращается к прежнему состоянию. Но при этом остаются — и нередко это самая полезная часть опыта — идеальная модель и чувство направления, которые можно использовать для завершения трансформации с помощью тех или иных целенаправленных методов.

3. Энергия, передаваемая Самостью, недостаточна для достижения более высокого уровня организации. В этом случае энергия поглощается скрытыми блоками и паттернами, которые препятствуют более высокой интеграции. Это вызывает их активизацию и, таким образом, выводит их на свет, где их можно опознать и попытаться иметь с ними дело. В подобных случаях переживание обычно носит болезненный характер и его надличностное происхождение часто остается нераспознанным. Но в действительности оно является не менее ценным, поскольку может показать человеку, какие следующие шаги нужно сделать, чтобы достичь тех же целей и состояний бытия, как и в других случаях.

Конечно, важно помнить, что реальное переживание человека редко полностью укладывается в одну из этих четко очерченных категорий. Большинство духовных переживаний содержит в разных соотношениях постоянные изменения, временные изменения, распознание препятствий, которые нужно преодолеть, и живое понимание на опыте, что значит существовать на этом более высоком уровне интеграции. Именно это осознание становится потом идеальной моделью, сияющим маяком, к которому человек может прокладывать путь и которого он в конечном счете может достичь своими собственными средствами.

Но переживание прекращения притока надличностных энергий и утраты возвышенного состояния бытия с необходимостью является болезненным и в некоторых случаях может порождать сильные реакции и серьезные проблемы. Личность снова пробуждается и утверждает себя с новой силой. Все камни и мусор, которые были покрыты водой и спрятаны во время высокого прилива, снова выходят на поверхность. Порой случается, что низшие склонности и влечения, до этого дремавшие в бессознательном, оживляются притоком высших энергий или резко восстают против новых стремлений и целей, являющихся вызовом и угрозой для их бесконтрольного выражения. Человек, чье нравственное сознание теперь стало более ясным и утонченным, жажда совершенства которого возросла, судит более строго и осуждает свою личность с большей горячностью, он даже склонен считать, что пал еще ниже, чем раньше.

Иногда реакция личности обостряется до такой степени, что человек начинает отрицать даже саму реальность недавнего переживания. В его уме поселяются сомнения и критика, и он испытывает искушение считать все случившееся иллюзией, фантазией или эмоциональным опьянением. Его наполняют горечь и сарказм, он начинает высмеивать себя и других и даже отворачивается от своих высших идеалов и стремлений. Тем не менее, как бы он ни пытался, он не может вернуться к прежнему состоянию, у него уже было это видение, и его красота и притягательная сила остаются с ним вопреки его попыткам подавить их. Он не может принимать повседневную жизнь и быть, как раньше, ею удовлетворенным. "Божественная ностальгия" овладевает им и не оставляет его в покое. В крайних случаях реакция может быть настолько острой, что становится патологической, порождая состояние депрессии или даже отчаяния с суицидальными побуждениями. Это состояние напоминает психопатическую депрессию, когда-то именовавшуюся меланхолией и характеризующуюся острым ощущением собственной никчемности, постоянным самоуничижением и самоосуждением, которые могут становиться столь сильными, что создают у индивида иллюзию, будто он находится в аду и обречен на вечное проклятие.

При этом возникают более острое и болезненное чувство интеллектуальной некомпетентности и паралич воли, сопровождающийся нерешительностью и неспособностью действовать. Но у тех, кто пережил внутреннее пробуждение или в какой-то степени ощутил духовную реализацию, эти проблемы не должны считаться просто патологическим состоянием. Они имеют гораздо более глубокие причины, как в свое время показывали посредством весьма похожих аналогий Платон и св. Иоанн Креста.

Платон в своей знаменитой аллегории в седьмой книге "Республики" сравнивает непросветленных людей с узниками в темной норе или пещере. "Когда любого из них освобождают и внезапно заставляют встать, повернуться и идти к свету, он сперва будет испытывать резкую боль; яркий свет будет причинять ему страдание, и он будет не в силах увидеть ту реальность, тени которой он видел в своем предыдущем состоянии..."

Св. Иоанн Креста использует поразительно похожие слова, говоря о переживаниях, которые он называет темной ночью души: "Душа пребывает в темноте, потому что ее ослепляет свет больший, чем она способна вынести... Подобно тому, как ослабшие и замутненные глаза страдают от боли, когда в них ударяет яркий свет, так и душа по причине своей нечистоты безмерно страдает, когда ее на самом деле озаряет Божественный Свет. И когда лучи этого чистого Света изливаются на душу, чтобы изгнать ее нечистоты, душа видится себе столь нечистой и жалкой, что кажется, будто Бог обратился против нее и что сама она обратилась против Бога".

Слова св. Иоанна о свете, который изливается на душу, чтобы изгнать нечистоты, относятся к сущностной природе процесса. Хотя с ограниченной точки зрения личности это может казаться неудачей или нежелательной стадией — будто Бог обратился против нее, но в гораздо более широкой перспективе надличностной Самости эта фаза, часто справедливо именуемая очищением, фактически является одной из самых полезных и вознаграждающих стадий роста. Свет души изливается на нечистоты Души и вносит их в сознание индивида, способствуя процессу работы над ними. Хотя этот процесс порой может быть весьма трудным, он является фундаментальным аспектом надежного и постоянного контакта индивида со своей надличностной, сверхсознательной природой.

Надлежащий подход к человеку, переживающему такого рода кризис, состоит в том, чтобы передать ему подлинное понимание природы этого кризиса. Это подобно тому, как если бы человек совершил грандиозный полет к залитой солнцем горной вершине, увидел бы ее величие и красоту открывающейся оттуда панорамы, но с неохотой был вынужден вернуться назад, грустно признавая, что крутой путь к высотам следует пройти шаг за шагом.

Очередная стадия следует за осознанием того, что необходимым условием высшего достижения Самореализации является полное обновление и преобразование личности. Это долгий и многосторонний процесс, который включает в себя несколько стадий: активное устранение препятствий для притока и действия сверхсознательных энергий; развитие высших функций, до этого дремлющих или неразвитых; и периоды, в течение которых человек может предоставить работать Высшей Самости, будучи восприимчивым к ее руководству.

Это наиболее насыщенный событиями и вознаграждающий период, полный перемен и чередований света и тьмы, радости и страдания. Это переходный период, выход из старого состояния, но при этом еще не достигнуто новое; промежуточная стадия, на которой, как было удачно сказано, человек подобен гусенице, проходящей процесс превращения в крылатую бабочку. Но все дело в том, что индивид обычно не имеет защитного кокона, где он мог бы в уединении и покое претерпевать процесс трансформации. Он должен оставаться в том же жизненном пространстве, что и прежде, продолжая как можно лучше выполнять свои семейные, общественные и профессиональные задачи. Его проблема подобна той, с которой сталкивается инженер при необходимости реконструкции вокзала без прекращения движения поездов.

Несмотря на эти трудности по мере их решения индивид начинает осознавать постепенный и неуклонный прогресс. Он начинает создавать более согласованную концептуальную схему, которая позволяет ему лучше понимать то, что он наблюдает и переживает, и которая служит ему не только руководством для дальнейшего познания, но и источником ясности и порядка в гуще жизненных коллизий. Он лучше выполняет задачи. Все в большей степени действуя из более высокого объединяющего центра личности, он гармонизирует ее многообразные элементы, приводя их к все большему единству. И эта более полная интеграция дает ему возможность более эффективно действовать и приносит больше радости.

Обучение пользоваться такими навыками. Иногда увлечение захватывает настолько, что мешает повседневности. Для процесса человеческого роста естественны периоды здоровой интроверсии. Но...

"Быть нормальным" — это высший идеал неудачников, всех, кто пока еще не смог адаптироваться.