Энергетическая безопасность государства

Выполнение стратегических задач, поставленных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, подразумевает переход на инновационный тип развития. Формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности. Для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны необходимо максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора. Проблема обеспечения энергетической безопасности подразумевает бесперебойное энергоснабжение за счет собственных ресурсов, снижение энергоемкости производства, повышение эффективности использования энергоресурсов.

Для большинства развитых экономик мира проблема энергоэффективности – давно уже глубоко изученный вопрос, на решение которого нацелены институциональные, экономические, правовые, административные мероприятия и механизмы.

В России тема энергоэффективности только в последние годы приобрела общегосударственную значимость. Предпринимаются определенные шаги в направлении решения существующих проблем, связанных с высокой энергоемкостью национальной экономики. Энергоэффективность и энергосбережение входят в пять направлений, сформулированных Д. А. Медведевым, бывшим в 2008–2012 гг. президентом РФ, в качестве стратегических.

Основной задачей государственной политики является определение роли инноваций в энергетическом секторе страны как одного из основных факторов экономического роста.

Для достижения поставленных целей следует решить ряд задач:

• определение понятия инноваций как экономической категории;

• определение современного состояния энергетического сектора страны;

• определение понятий энергосбережения и энергоэффективности и их роли в экономике страны;

• анализ зарубежного опыта в области энергосбережения и энергоэффективности страны.

Сегодня наша энергетика стоит перед новым вызовом, обусловленным экономическим ростом, что требует качественно иной стратегии, ускорения развития ресурсной базы и транспортных сетей топлива, замены и масштабного ввода новых генерирующих энергомощностей, кардинального повышения надежности и много другого, без чего наша энергетическая система превратится из локомотива общественного развития в тормоз.

Этот энергетический вызов может быть парирован только на базе самых последних достижений науки и техники путем скоординированных действий всех секторов фундаментальной и прикладной науки.

В топливно-энергетическом секторе производится 1/4 часть ВВП; на нее приходится 1/3 промышленного производства. Энергетика дает половину налоговых поступлений, хотя в ней занято всего 4% работающих.

Наша энергетика опирается на развитую ресурсную базу. На каждого жителя России приходится в 10 раз больше энергоресурсов, чем в среднем в мире, а по запасам газа мы лишь немного уступаем странам Ближнего Востока. Эта наша особенность обусловлена большими газовыми ресурсами и деформированной ценовой политикой внутри страны, когда газ у нас сегодня стоит столько же, сколько уголь. А во всем мире он в два-три раза дороже угля.

Мы видим, что согласно Энергетической стратегии России на период до 2020 г. органическое топливо еще долго будет основным топливом нашей энергетики, хотя доля газа будет снижаться, а доля угля и ядерной энергетики – возрастать.

Сегодня мир переполнен различными энергоносителями, время использования которых, как и угля, еще не пришло (например, газоконденсаты арктического шельфа и Антарктиды). Поэтому энергетический голод планете не угрожает, несмотря на ограниченность ископаемых органических видов топлива.

Международное энергетическое агентство (МЭА) обновило свои собственные прогнозы мирового потребления энергии до 2030 г. Ожидается, что темпы роста суммарного потребления первичной энергии в мире останутся высокими (1,6% в год), общее энергопотребление к 2030 г. составит 17,1 млрд т в нефтяном эквиваленте (в 2004 г. – 11,2 млрд в нефтяном эквиваленте). Свыше 70% прироста потребления обеспечат развивающиеся страны. В структуре мирового потребления первичной энергии будут доминировать углеводороды. Их доля вырастет с 80% в 2004 г. до 81% к 2030 г. Нефть сохранит за собой роль важнейшего энергоносителя, но ее доля снизится с 35 до 33%. На 2% увеличится доля газа – с 21 до 23%, доля угля вырастет на 1%, достигнув 26%. Соответственно, при такой структуре потребления углеводородов к 2030 г. выбросы парникового газа превысят вдвое уровень 1990 г., главным образом за счет развивающихся стран, особенно Китая и Индии, которые увеличат выбросы в три-четыре раза. Чтобы снизить выбросы, правительство Китая планирует в 20 раз к 2030 г. увеличить генерирующие мощности АЭС. Для этого необходимо построить более 100 энергоблоков в АЭС мощностью 1000 МВт, а также искать пути инновационного прорыва в использовании альтернативных источников энергии.

Чтобы определить точки инновационного прорыва в российской энергетике, надо оценить ее слабые стороны, прежде всего в системах энергораспределения и ЖКХ. Потребление энергии в России превосходит самый оптимистический сценарий Энергетической стратегии на период до 2020 г., согласно которому прирост энергопотребления за период 2000–2005 гг. планировался на уровне 46–50 млрд кВт/ч. Основной рост был обеспечен за счет добычи нефти, которая возросла за шесть лет на 48,4%. Добыча газа увеличилась на 12,4%, угля – на 19,6, производство электроэнергетики – на 12,9, в том числе на АЭС – 19,7%.

Из-за устаревших технологий нефтедобычи, при которых в геологических пластах нижних структурных этажей остаются десятки миллионов тонн нефти, Россия ежегодно теряет миллиарды долларов.

Падающая энергетика может остановить экономический рост, погубить все социальные и экономические преобразования, национальные проекты и создать реальную угрозу безопасности страны. Нам придется перейти от стратегии развития к стратегии выживания, а энергетика из двигателя экономики превратится в ее тормоз.

По нашему мнению, все это требует принятия самых энергичных и продуманных мер по срочному техническому перевооружению и наращиванию производной базы отрасли, что возможно только на базе последних достижений науки и техники с широким привлечением академической, отраслевой и вузовской науки.

Требует реконструкции и модернизации устаревший нефтехимический комплекс страны. Средний уровень нефтехимической переработки в России не превышает 60% при мировом уровне 90%. Во многом из-за устаревших технологий переработки нефтепродуктов заводы производят некачественное автомобильное топливо. Так, 1/3 московских автозаправочных станций отравляют воздух столицы. Эта проблема весьма актуальна в связи с переходом России к производству топлива класса Евро-4 с 2010 г. и Евро-5 с 2014 г.

В Европейской части России, где сосредоточено более 70% генерирующих мощностей, отслужили свой срок и требуют замены 35% тепловых станций, составляющих основу энергопроизводства. Из-за недостатка энергомощностей в Сибири и на Урале многие промышленные районы могут реально столкнуться с перспективой замедления экономического роста. Еще больше усугубила ситуацию авария в августе 2009 г. на крупнейшей в России Саяно-Шушенской ГЭС.

Не лучше состояние и отечественных магистральных газопроводов. Угрозой для энергетической безопасности является высокий уровень износа основных фондов. По данным ОАО "Газпром", около 14% трубопроводов служат свыше 33 лет и фактически подлежат списанию, еще 20% построены 20 лет назад. В газовой промышленности более 73% инвестиций направляются на строительство магистральных, в основном экспортных, газопроводов в ущерб отечественным. Экспортоориентированный "Газпром" не в состоянии обеспечить растущие потребности развивающихся отечественных промышленных компаний и домовладений в природном газе (хотя доля газа в топливном балансе ТЭС составляет 62%, а в европейской части – 86%). Наглядным примером является второй энергоблок Северо-Западной ТЭЦ мощностью 450 МВт, запущенный в ноябре 2006 г. "Газпром" заявил, что не имеет технической возможности обеспечить его топливом.

Наибольшее технологическое отставание отмечается на магистральном направлении развития энергетики – в создании парогазовых установок. Энергетическое машиностроение нуждается в новых технологических разработках и конструктивных материалах – никелевых сплавах для лопаток газовых турбин, высокохромистых сталях, сварочных материалах.

Такое состояние ТЭК ставит под угрозу энергетическую безопасность страны, претендующую на право быть мировой энергетической державой. В России приняты государственные программы по энергетическому обеспечению устойчивого развития, развития атомной энергетики. Эти документы предусматривают как прямое стимулирование развития конкретных энергетических программ (бюджетное финансирование НИОКР, получение лицензий на размещение и эксплуатацию демонстрационных энергетических объектов и др.), так и косвенное стимулирование внедрения новых технологий (субсидии из бюджета, льготные кредиты, государственные гарантии, ценовые скидки, налоговые льготы).

Для повышения надежности энергоснабжения и диверсификации его источников России необходимо повышать долю использования сжиженного природного газа (СПГ), потребление которого растет в мире на 15% в год. Для этого следует развивать криогенные системы сжижения газа для долговременного хранения, а также безопасные экологические системы его транспортировки (природный газ переходит в жидкое состояние при температуре 161,5°С).

Разработка инновационных энергетических технологий – серьезная капиталоемкая задача, требующая объединенных усилий ученых и специалистов как на межправительственном уровне, так и на уровне промышленных компаний. В атомной энергетике такими примерами являются финансируемые группами стран международные проекты инновационных ядерных реакторов и топливных циклов (ИППРО) МАГАТЭ.

В области энергетики большое значение приобретают следующие научно-технические проблемы, в решении которых пока еще сильны позиции России:

• ядерные энергетические установки с предельно высокой естественной безопасностью (подземные, жидкометаллические, модульные, газовые):

• энергетические установки с комбинированными нетрадиционными энергоносителями (ветровые, геотермальные, солнечные, парогазовые, биотехнологические);

• установки с использованием энергоаккумулирующих веществ, жидких и газообразных водородных средств.

Современное эффективное развитие экономики подразумевает наличие ряда элементов, среди которых важнейшее место занимает эффективное использование энергоресурсов.

Управление энергоэффективностью выражается в уменьшении потребления ресурсов при выполнении равного объема работ: освещения и (или) обогрева заданной площади, производства какого-либо товара и т.д., а также внедрения инноваций в энергетическую отрасль. В более глобальном плане для страны применение энергоэффективных технологий и программ будет обеспечивать экономию ресурсов, например газа, и рост производства. Уменьшится выброс в атмосферу парниковых газов, что благоприятно скажется на экологии. Для энергетиков инновации в энергосбережении помогут снизить траты на топливо и избежать дорогостоящего строительства. Для населения проект энергоэффективности будет означать уменьшение платежей за коммунальные услуги.

В развитых странах уже не одно десятилетие ведется разработка проектов энергоэффективных технологий. И в этой области есть значительные продвижения в лучшую сторону.

В июле 2009 г. на расширенном заседании Президиума Государственного Совета Д. А. Медведев подчеркнул, что "энергоэффективность должна пронизывать и все остальные приоритеты технологической модернизации". При этом были отмечены главные проблемы на этом направлении – низкая энергоэффективность во всех сферах, особенно в бюджетном секторе, ЖКХ, сильное влияние цен энергоносителей на себестоимость продукции и ее конкурентоспособность.

В Указе Президента РФ от 4 июня 2008 г. № 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" поставлена стратегическая задача – сократить к 2020 г. энергоемкость отечественной экономики на 40%, для чего требуется, в частности, создание современной системы управления энергоэффективностью и энергосбережением.

По данным центров энергоэффективности, на сегодняшний день энергоемкость российской экономики вдвое выше, чем мировой экономики в целом, и в три раза больше, чем в странах Евросоюза и Японии. Это происходит потому, что энергоэффективность и энергосбережение в России еще не развиты на должном уровне.

Большие потери происходят в процессе передачи электричества по российским электросетям – самым протяженным в мире (более 2 млн км). Из-за высокой степени износа и медленной модернизации технологий только в сетях общего пользования они достигают 12%. Эта цифра почти в два раза превышает среднемировой показатель. (В электросетях США, Евросоюза и Китая благодаря энергоэффективным технологиям потери составляют около 7%.) Вдобавок электроэнергия крайне неэффективно расходуется потребителями.

Россия – один из крупнейших в мире рынков тепловой энергии с высоким уровнем централизации, достигающим 68–70%. При этом низкая энергоэффективность в теплоснабжении наблюдается на всех уровнях, начиная с производства и заканчивая потреблением. Потери при выработке, транспортировке и распределении тепла в локальных системах ряда районов достигают 50%.

Если сравнивать российскую практику с европейскими показателями, получается, что при транспортировке мы теряем больше энергии почти в пять раз. А на обогрев 1 кв. м помещения тратим в полтора-два раза больше тепла, чем в Европе.

Решение существующих проблем в сфере ресурсопотребления и энергоэффективности требует:

– пересмотра и реорганизации экономических и организационно-правовых механизмов, а также более интенсивного внедрения технологий эффективного использования энергии в системы ЖКХ;

– активного инвестирования денежных средств в область развития технологий эффективного использования энергии;

– глубокой интеграции энергоэффективных технологий в сферу с учетом уровня изношенности и темпов работы существующих систем тепло- и энергоснабжения;

– максимального учета интересов как производителей, так и потребителей энергоресурсов.

Решение поставленных задач приведет к пересмотру эффективности использования имеющихся энергетических ресурсов.

Сейчас можно констатировать, что рост спроса на газ и электроэнергию в последние годы оказался существенно выше, чем предусматривалось Энергетической стратегией России. По официальным данным, потери энергии в экономике страны составляют около 35%.

Основные причины неудовлетворительного состояния дел в области энергоэффективности и энергоснабжения следующие:

– высокая степень монополизма;

– отсутствие мотивации внедрения современных технологий;

– недостаток современных материалов в сфере энергоэффективности;

– низкий квалификационный уровень персонала;

– недостаточная правовая база.

Особенно ярко недостаточно эффективный механизм прослеживается в жилищно-коммунальной сфере. Рост затрат перекладывается на потребителя, структура расходов является зачастую непрозрачной, широко распространено перекрестное субсидирование. Неудовлетворительно функционируют механизмы безопасности и тарифного регулирования, ведущие к чрезмерным изъятиям, не стимулирующим к энергоэффективности.

Следует отметить также отсутствие синхронизации различных сегментов законодательства в сфере энергоэффективности и энергосбережения. В последние годы предпринимаются значительные меры в этом направлении, однако их явно недостаточно. В соответствии с уже упоминавшимся Указом Президента РФ "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" Минэнерго РФ разработало комплексный план мероприятий по реализации политики энергосбережения и повышению энергоэффективности российской экономики, включающий в себя пять основных направлений:

– разработка современной нормативно-правовой базы;

– формирование организационных структур;

– государственная поддержка и создание благоприятного инвестиционного климата;

– взаимодействие с бизнес-сообществом и финансовыми институтами на основе частно-государственного партнерства;

– информационная и образовательная поддержка мероприятий на международном, федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Как отмечалось выше, в последние годы в законодательство были внесены существенные изменения. Так, is развитие Федерального закона от 3 апреля 1996 г. № 28-ФЗ "Об энергосбережении" уже к 2000 г. был утвержден ряд государственных стандартов по энергосбережению; начата реализация программы по проведению энергетических обследований и подготовке энергетических паспортов предприятий, потребляющих более 6000 т условного топлива в год; в регионах были приняты законодательные акты об энергоэффективности; созданы центры регионов по энергоэффективности и региональные агентства по энергосбережению.

Вместе с тем в законодательной сфере не все принятые инициативы позволяют позитивно оценить их влияние на сферу энергоэффективности. Так, Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании" отменил обязательное требование соблюдения национальных стандартов (кроме требований по промышленной и экологической безопасности) и обязательную сертификацию продукции, что, но мнению ряда экспертов, ослабило возможность нормативного обеспечения и государственного влияния на энергообеспечение. Следует также отметить, что изменения в законодательстве в бюджетной и налоговой сферах сократили возможность государственной поддержки потребителей и производителей топливно-энергетических ресурсов, осуществляющих мероприятия по энергоэффективности.

Минэнерго России разрабатывает ряд приоритетных программ, в частности рациональный проект "Энергоэффективная Россия", который предполагается к реализации на основе частно-государственного партнерства. Проект нацелен на решение следующих основных задач:

– энергосбережение и повышение энергоэффективности в городском жилищно-коммунальном хозяйстве, в основном в системах освещения и водоканалах;

– расширение использования твердых видов топлива без ухудшения экологических характеристик энергоустановок на базе инновационных технологий;

– рациональное и эффективное использование энергоресурсов в промышленности и естественных монополиях, являющихся основными потребителями топливно-энергетических ресурсов в стране.

23 ноября 2009 г. был принят важнейший Федеральный закон № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Целью Закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В настоящее время среди стратегических инициатив государственной энергетической политики России особое место занимают программы энергосбережения и энергоэффективности.

Меры по энергосбережению и повышению энергетической безопасности в России будут сосредоточены на трех ключевых направлениях.

Во-первых, это сфера жилищно-коммунального хозяйства, где доминирующая часть потенциала энергосбережения сконцентрирована в системах отопления и подогрева воды. Для его реализации предполагается, например, модернизация системы теплоснабжения зданий и сооружений; внедрение энергосберегающих приборов и технологий на котельных, очистных сооружениях, предприятиях водоканала; предоставление бюджетным организациям прав распоряжения средствами, сэкономленными в результате реализации проектов по энергосбережению, на пять лет.

Во-вторых, это рационализация и повышение эффективности использования энергоресурсов в промышленности. Основная часть потенциала энергосбережения сосредоточена в черной металлургии, целлюлозно-бумажной промышленности и производстве цемента.

В-третьих, это расширение полезного использования попутного нефтяного газа (ПНГ), возобновляемых источников энергии (ВИЗ), твердых топлив на базе современных энергоэффективных и экологически чистых технологий.

Важно учитывать, что высвобождение энергоресурсов за счет повышения эффективности их использования обойдется российской экономике в три раза дешевле, чем наращивание производства. Данные инвестиции приведут к годовой экономии для конечных потребителей в размере примерно 80 млрд долл. И могут окупиться за четыре года. Эффект для экономики ожидается значительно большим: 120– 150 млрд долл, в год – экономия на энергетических издержках и дополнительные доходы от экспорта газа. На уровне национальной экономики капиталовложения в энергоэффективность могут окупиться всего за два-три года.

Меры по энергосбережению и повышению энергоэффективности позволят России сэкономить до 240 млрд куб. м природного газа, 340 млрд кВт-ч электроэнергии, 90 млн т угля и до 45 млн т сырой нефти и ее эквивалента в виде переработанных нефтепродуктов.

Повышение энергоэффективности в национальной экономике позволит сохранить конкурентоспособность российской промышленности за счет повышения эффективности использования энергоресурсов в условиях возрастания тарифов на энергоресурсы, а также увеличить доходы от экспорта нефти и природного газа (объем недополученных доходов вследствие высокой энергоемкости российской экономики оценивается в 84–112 млрд долл. в год). За счет более эффективного расходования энергии расходы федеральных и местных бюджетов сократятся примерно на 3–5 млрд долл.

Повышение энергоэффективности российской экономики будет способствовать и улучшению экологической обстановки в стране. Снижение энергоемкости позволит России не покупать квоты и выбросы СО2: при полной реализации потенциала повышения энергоэффективности эмиссия СО2 в 2030 г. будет на 20% ниже уровня 1990 г.