Эмпедокл (Empedocle)

Биографические сведения. Эмпедокл (ок. 490–430 гг. до н.э.) – древнегреческий философ родом из г. Акраганта (Сицилия); учился у пифагорейцев: Ксенофана и Парменида. Известен как эпический поэт, оратор, врач, инженер и философ. Многие его современники считали Эмпедокла живым богом. Желая, чтобы люди думали, что боги взяли его живым на небо, Эмпедокл, чувствуя приближение смерти, бросился в жерло вулкана Этна.

Основные труды. "Очищения", "О природе" – сохранились фрагменты.

Философские воззрения. Первоначало. Эмпедокл, как и большинство его предшественников, – стихийный материалист. Но если они были монистами (одна стихия в качестве первоначала), то Эмпедокл – плюралист: у него все четыре традиционные стихии являются началами мироздания ("четыре корня вещей"). Стихии пассивны, все происходящее в мире объясняется действием двух сил – Любви и Вражды (Ненависти). Любовь – причина единства и добра, Вражда – множественности и зла.

Космогония и космология. Изменения в мире – результат вечной борьбы Любви и Вражды, в которой побеждает то одна, то другая сила. Эти изменения происходят в четыре этапа (см. схему 21).

Происхождение органического мира. Органический мир возникает на третьей стадии космогенеза и имеет четыре стадии: 1) возникают отдельные части животных; 2) случайно сочетаются отдельные части животных и возникают как жизнеспособные организмы, так и нежизнеспособные чудовища; 3) жизнеспособные организмы выживают, нежизнеспособные чудовища погибают (здесь заложена идея естественного отбора); 4) животные и люди появляются путем размножения.

Гносеология. Главный принцип – подобное познается подобным. Так как человек тоже состоит из четырех стихий, то земля во внешнем мире познается благодаря земле в человеческом организме, – вода благодаря воде и т.п. Ощущения возникают у человека из-за того, что отделяющиеся от вещей частицы проникают в поры органов чувств. Главной средой восприятия является кровь, в которой все четыре элемента наиболее равномерно смешаны.

Эмпедокл – сторонник теории переселения душ.

Схема 21. Эмпедокл: космогония

Анаксагор (Anaxagoras)

Биографические сведения. Анаксагор (ок. 500–428 гг. до н.э.) – древнегреческий философ родом из г. Клазомена (Иония), по приглашению Перикла приехал в Афины, где он долгое время жил и работал. Враги обвинили Анаксагора в безбожии; Перикл спас его[1], но Анаксагору пришлось вернуться в Ионию.

Основные труды. "О природе" – сохранились фрагменты.

Философские воззрения. Первоначало. Первоначала бытия – это гомеомерии, "семена всех вещей"; они являются мельчайшими невидимыми частицами, каждая из которых есть носитель определенного качества. Гомеомерии вечны и неизменны. Исходный принцип Анаксагора – "все есть во всем". Это значит, что любая вещь содержит в себе гомеомерии всех видов. Свойство вещи, состоящей из гомеомерий, определяется тем, каких гомеомерий в ней больше. Так, в огне больше всего гомеомерий огня, в железе гомеомерий железа, хотя и в огне, и в железе присутствуют гомеомерии всех остальных видов. Изменение, превращение вещи связано с тем, что в ней одни гомеомерии заменяются на другие.

Но этот принцип относится и к самим гомеомериям. Каждая гомеомерия есть множество более мелких гомеомерий и содержит в себе гомеомерии всех качеств, т.е. в гомеомерии золота содержатся гомеомерии железа, меди, белизны, жидкости и т.п. Но данная гомеомерия является гомеомерией золота потому, что большинство входящих в ее состав более мелких гомеомерий есть гомеомерии золота. Гомеомерии бесконечно делимы, любая, сколь угодно мелкая гомеомерия состоит из еще более мелких.

Гомеомерии сами по себе пассивны. В качестве движущей силы Анаксагор вводит понятие Нус (Мировой ум), который не только движет мир, но и познает его.

Космология и космогония. Первоначальную смесь гомеомерий Нус приводит в круговое движение, отделяя теплое от холодного, светлое от темного и т.д. В центре собирается плотное, влажное, тяжелое и т.п. – так образуется Земля. Теплое, светлое, легкое и т.п. устремляется вверх – так образуется Небо. Вращение эфира, окружающего Землю, отрывает от нее куски – так образуются Солнце, Луна, звезды (которые есть раскаленные камни).

Гносеология. Все познается противоположным себе: холодное теплым, сладкое – горьким и т.п. Ощущения не дают истины, гомеомерии познаются только умом.

Судьба учения. Анаксагор оказал непосредственное влияние на Демокрита и Сократа. Учение Анаксагора об Уме получило развитие в философии Платона и Аристотеля. Учение о гомеомериях оставалось "невостребованным" вплоть до XX в., когда ряд физиков, занимающихся квантовой механикой, пришли к выводу, что элементарные частицы похожи скорее на гомеомерии Анаксагора, нежели на атомы Демокрита.