Эмпатия как средство познания

Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Обязательно должен оставаться оттенок "как будто". Его отсутствие означает переход к состоянию идентификации.

Человек, стремящийся к эмпатическому общению, должен стремиться к пониманию внутреннего состояния собеседника и говорить о нем, чтобы помочь собеседнику сконцентрироваться на этом состоянии. Поэтому эмпатия – это, скорее, процесс внутреннего наблюдения, чем статическое психическое состояние.

Этапы эмпатии таковы.

1. Вхождение во внутренний мир собеседника.

2. Улавливание и выявление оттенков, которые собеседник не вполне осознает.

3. Спокойное сообщение собеседнику о его ощущениях.

4. Внимательный анализ ответов собеседника на свои сообщения.

5. Указания на смысл состояния, переживаемого собеседником.

6. Выход из эмпатии.

Быть эмпатичным означает быть ответственным, активным, сильным, и в то же время тонким и чутким.

Определение конгруэнтности

Я-концепция есть единство характеристик восприятия себя, отношений себя по отношению к другим людям и различным аспектам жизни, а также ценностей, включенных в это восприятие.

Помимо концепции реального Я имеется концепция идеального Я как цели, в направлении которой человек хотел бы развиваться. Конгруэнтность – это соответствие Я-концепции человека реальности и восприятиям этого человека другими людьми. Если такого соответствия нет, человек начинает защищаться, действовать ригидно, ограниченно.

Энкаунтер-группы (группы встреч)

Гуманистические психологи разработали этот метод для исследования и коррекции социальных поведения и отношения. Основатели движения групп встреч Карл Роджерс и Уильям Шутц. Роджерс ввел понятие основная встреча, Шутц – открытая встреча. Обычно различают группы, ориентированные на чувство общности, и группы, ориентированные на определенную задачу.

Основные принципы группы встреч таковы:

– открытость и честность;

– осознание самого себя и своего личностного "Я";

– ответственность;

– внимание к чувствам;

– принцип "здесь и теперь".

Основные этапы группового процесса:

а) ощущение фрустрации из-за отсутствия структуры;

б) сопротивление раскрытию личности и выражению эмоций;

в) описание прошлых, следовательно, более безопасных жизненных событий и чувств;

г) открытое выражение негативных чувств для проверки групповой сплоченности;

д) первые попытки исследования личностно значимых тем.

Критика данного метода в основном заключается в следующем.

Группы встреч формируют ценности, которые трудно реализовать в повседневной жизни. Появляются "завсегдатаи" групп встреч. Возникает зависимость участников от ведущего. Для некоторых людей эффект может оказаться отрицательным. Потеря защитных механизмов без формирования новых способов поведения ведет к неадекватности поведения.

Стандфордские исследования обучающих групп

Либерман, Ялом и Майлз (Liberman, Yalom, & Miles, 1973) выделили следующие особенности энкаунтер-групп (см. Luft, 1994).

1. Выражение чувств важно, если оно сочетается с размышлением и рефлексией: "Самораскрытие и выражение позитивных чувств ведет к личностному достижению, если сочетается с когнитивным инсайтом" (Luft, 1994, р. 422).

2. Обратная связь определенно ведет к научению только в том случае, если при этом принимаются в расчет условия в группе и то, что происходит с человеком.

3. Выражение негативных чувств (в особенности ярости) должно подкрепляться групповой поддержкой и достаточным проявлением внимания.

4. Ограничение настоящим "здесь и теперь" может быть отменено. Свобода движения в прошлое и будущее может оказаться полезной в особенности при выражении личного опыта.

5. Невнимание к групповым процессам за счет исключительного индивидуального внимания может результироваться в плохом расчете времени, отсутствии целей и неэффективном обучении.

6. Хотя энкаунтер-группы могут быть продуктивными для обучения и изменений, им сопутствует риск, в особенности если харизматический или агрессивный лидер осуществляет высоко эмоциональную стимуляцию членов группы.

7. Перспектива задержанных проявлений обучающих эффектов через несколько месяцев после прекращения группы незначительна, несмотря на то, что имеются индикаторы начала обучения уже во время работы группы.

8. Индивидуальное обучение посредством группового опыта имеет тенденцию сохраняться через продолжительное время после закрытия группы; оно постепенно исчезает примерно через год.