Эмоциональные проблемы в труде учителя

Эмоциональные проблемы, возникающие у педагогов как результат их профессионального труда, стали изучаться психологами уже достаточно давно. Так, известный специалист в области психологии учителя Л. М. Митина еще в начале 1990-х гг. обнаружила, что показатели социальной адаптации учителей ниже, чем у представителей многих других профессий. В результате у педагогов часто бывают конфликты (по разным причинам) с окружающими. Частота возникновения у педагогов активных форм реагирования (прежде всего агрессии) в среднем значимо превышает реакции астенического характера (депрессии).

Дальнейшее изучение учительского труда показало, что существуют закономерности в изменениях личности учителя под влиянием его профессиональной работы. Изменения характеристик личности учителей с разным стажем работы в школе таковы. В первые 10–15 лет работы в школе происходит рост показателей компетентности, направленности на профессиональную работу, гибкости, затем тенденция меняется на противоположную. Для учителей со стажем работы 20 лет и более характерно резкое снижение всех показателей. Период застоя сопровождается снижением показателя степени социальной адаптации у трети учителей до уровня, характерного для людей, страдающих неврозами. Более того, исследования показали, что для учителей со стажем работы более 20 лет характерно снижение всех показателей эмоциональной устойчивости, т.е. через 20 лет работы в школе у подавляющего числа педагогов наступает "эмоциональное сгорание".

Эмоциональным сгоранием, или выгоранием, называют синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к людям, с которыми человек работает. В литературе выделяют три ключевых признака эмоционального сгорания. Ему предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, а затем наступает первый признак – истощение. Оно определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После отдыха эти явления уменьшаются, однако возобновляются по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию. Вторым признаком эмоционального сгорания является личностная отстраненность. Профессионалы при изменении своего отношения к другому человеку расценивают развивающееся эмоциональное отстранение как попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе. При ярко выраженной отстраненности человека почти ничто не волнует в его работе, почти ничто не вызывает эмоционального отклика – ни положительные, ни отрицательные обстоятельства. Утрачивается интерес к другому человеку, который воспринимается подобно неодушевленному предмету, само присутствие которого порой неприятно.

Третьим признаком является ощущение утраты собственной эффективности, или падение самооценки в рамках выгорания. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.

По данным исследований Н. А. Аминова, среди учителей высшей категории 53% составляют "сгоревшие". При этом они характеризуются высокой тревожностью и обращенностью в себя самих. У "сгоревших" учителей низкой квалификации, наоборот, отмечается крайний радикализм, стремление к контролю над ситуацией, открытая агрессивность. По мнению Н. А. Аминова, к сорока годам эмоционально сгорают все (!) учителя.

К негативным последствиям многолетнего учительского труда следует отнести возможность формирования у учителей таких свойств личности, как несдержанность, грубость, неуверенность в своих силах, тревожность. К этой категории, в основном, относятся учителя с большим стажем работы в школе, но есть среди них и учителя со стажем 10–15 лет и даже молодые, начинающие педагоги. На основании данных, полученных в исследованиях Н. А. Аминова, Л. М. Митиной и других авторов, можно проследить соотношение стажа профессиональной работы, симптомов эмоционального неблагополучия и механизмов психологической защиты у педагогов (табл. 7.1).

Таблица 7.1

Соотношение стажа работы, симптомов эмоционального неблагополучия и механизмов психологической защиты у педагогов

Стаж работы

Формирующиеся в этот период симптомы

Используемые механизмы психологической защиты

1–5 лет

Неудовлетворенность собой, "загнанность в клетку", тревожность, снижение самооценки

Регрессия, подавление, вытеснение, реактивные образования

5–10 лет

Эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность, редукция профессиональных обязанностей

Отрицание, рационализация, проекция

Свыше 10 лет

Редукция профессиональных обязанностей, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность, психосоматические и вегетативные нарушения

Интеллектуализация, проекция, замещение

Многолетний педагогический труд, как показали исследования, приводит у многих учителей к снижению эмоциональной устойчивости. Так, E. С. Асмаковец показала, что чем ниже уровень эмоциональной устойчивости педагога, тем выше уровень напряжения, переживания психотравмирующих обстоятельств, чувства безысходности, тем ниже уровень социальной адаптации, тем чаще педагог испытывает чувство неудовлетворенности собой. У педагога обнаруживается тревожно-депрессивная симптоматика.

У педагогов с низким уровнем эмоциональной устойчивости формируется психологическая защита в виде неадекватного избирательного эмоционального реагирования, которое наблюдается в случаях, когда учитель перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономичным проявлением эмоций и неадекватным избирательным эмоциональным реагированием. То есть учитель неадекватно "экономит" на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования на ситуации. Эмоциональный контакт устанавливается не со всеми людьми, а по принципу "хочу – не хочу". Не проявляя должного эмоционального отношения к своим ученикам, он защищает свою стратегию: оправдаться перед собой за допущенную грубость или отсутствие внимания к субъекту, рационализируя свои поступки или проецируя вину на субъекта, вместо того чтобы адекватно признать свою вину. В эмоционально сложных ситуациях используются суждения: "Это не тот случай, чтобы переживать", "Таким людям нельзя сочувствовать". Избирательное эмоциональное реагирование является одним из признаков "экономии па эмоциях", типичной для синдрома эмоционального выгорания.

Кроме того, у педагогов с низким уровнем эмоциональной устойчивости наблюдается падение общего тонуса и ослабленность нервной системы, которое проявляется в следующих симптомах: эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность, деперсонализация, психосоматические и психовегетативные нарушения. Таким образом, чем реже учитель испытывает радость, чем ниже уровень сензитивности к себе, чем менее спонтанен, более сдержан и скован в проявлении своих состояний учитель, тем выше уровень его эмоционального выгорания.

В то же время, по данным E. С. Асмаковец[1], педагоги с преобладанием позитивных эмоций, педагоги со склонностью к переживанию радости характеризуются низким уровнем напряжения, им не свойственны переживания психотравмирующих обстоятельств, они удовлетворены собой.

Педагоги, смотрящие на мир оптимистически, с высоким уровнем рефлексии своих внутренних состояний, с высоким уровнем спонтанности проявления своих состояний не подвержены формированию защиты (сопротивления стрессу). Им не свойственно неадекватное избирательное эмоциональное реагирование и другие признаки эмоционального выгорания. У педагогов с высоким уровнем развития позитивной эмоциональной экспрессивности не наблюдается падение общего тонуса и ослабленность нервной системы.

У немногих педагогов имеются личностные предпосылки для такой устойчивости против профессионального стресса. По данным Л. М. Митиной, от 12 до 18% учителей имеют высокоразвитые личностные характеристики, такие как компетентность, направленность на профессиональную работу, гибкость. Поэтому одной из центральных задач системы образования является сохранение профессионального здоровья учителя. Условием для сохранения профессионального здоровья и для формирования этих качеств, а также для противодействия профессиональному стрессу и эмоциональному выгоранию, многие психологи считают развитую профессиональную субъектность учителя.