Эмоциональная доминанта восприятия

Вместе с тем современная массово-коммуникационная практика, на наш взгляд, дает основания дополнить систему показателей аудитории СМИ. Так, к примеру, проанализировав в общей сложности свыше 200 различных программ на отечественном телевидении, мы обнаружили, что при реализации диалогового взаимодействия достижение понимания и взаимопонимания между журналистом и аудиторией нельзя рассматривать только на уровне содержания общения. Эмоциональная сторона восприятия также остается одной из основных целей коммуникатора (зачастую – просто определяющей) и безусловным ориентиром участников коммуникации. Жан Бодрийяр не по этому ли поводу иронизировал: "Народ оказался публикой... Массам преподносят смысл, а они жаждут зрелища"?[1]

Наиболее продуктивным, как показал проведенный нами опрос экспертов – журналистов-профессионалов, является для коммуникатора моделирование ролевого участия в массмедиа деятельности.

Так, например, Леонид Якубович в сознании аудитории зафиксирован прежде всего как носитель социально-психологической роли, которую мы условно обозначим как "артист". Подобного рода коммуникаторы имеют выразительную, приятную внешность. Всегда со вкусом одеты, подтянуты, элегантны. Да, они нередко "играют" роль ведущего, но делают это не таясь, не акцентируя внимание на собственной персоне, а лишь талантливо оттеняя собеседников. К примеру, сам Якубович обладает хорошей дикцией, темп речи позволяет говорить четко, доходчиво. У него очень ритмичная речь, причем темп ее может варьироваться.

Неторопливо он начинает говорить тогда, когда хочет выделить какие- то слова или фразы. Также в своей программе "Поле чудес" он часто использует паузы как необходимый способ передачи информации в устной речи. Во время пауз, когда ведущий останавливается, перестает говорить, – в этот момент он демонстрирует широкий спектр невербальных способов передачи информации: например, закатить глаза, подмигнуть, тяжело вздохнуть. Часто в программе паузы – это способ остановить собеседника, говорящего откровенную глупость или читающего бездарное стихотворение. Прямо об этом сказать невозможно, ибо он может быть обижен на глазах многомиллионной аудитории, а жесты, мимика более выразительны и, как показывает его опыт, более действенны.

Телегид Евгения Пищикова на основании ролевого участия журналистов в деятельности электронных СМИ даже вывела некую "формулу" телевизионной вежливости: "Приветствие и прощание – это, собственно говоря, обращение. Каковое указывает, к какому именно зрителю обращена программа. Грубо говоря, адресное деление может быть таким: к среднему потребителю информации, рядовому гражданину, Гражданину, единомышленнику, патриоту, клиенту, постоянному посетителю тусняка, грамотному челу, члену узкого кружка посвященных, Женщине с большой буквы и так далее"[2].

Далее журналист подмечает ряд интересных деталей. Так, к примеру, Дмитрий Дибров в своих программах почти всегда здоровается холодно, а прощается тепло. Как важный гость в незнакомой компании, который приходит недовольный, не уверенный, что все сложится как должно, а уходит более или менее удовлетворенный приемом. Тут есть совпадение с идеей его передач: гости Диброва всякий раз, как правило, люди не просто широко известные, но претендующие на оригинальность – в течение передачи они как бы должны доказать свое право на особенность... И заслужить тепло ведущего.

Михаил Леонтьев со своим полуанекдотическим "однако", в так и называющейся моно-программе, как бы отдает себя одним этим словом на потеху обывателю, но смотрит в глаза именно посвященному зрителю. Сходны с ним в реализации модели поведения, обращенной к "своему" зрителю, также такие широко известные медийные фигуры, как Андрей Караулов, Максим Шевченко, и многие другие.

Примечательно, что носителями социально-психологических ролей выступают как коммуникаторы, так и их аудитория. Эти роли характеризуются относительно постоянной, внутренне связанной системой поступков и действий, которая является реакцией на поведение других лиц. Не учитывать тот факт, что и представители аудитории в большинстве своем явно или подсознательно стремятся к "ролевому участию" при восприятии продукции СМИ, значит намеренно сокращать число факторов эффективности массово-коммуникационного взаимодействия. Причем на оси восприятия субъектом этого рода продукции находятся не только рациональные оценки, но и эмоции, чувства, аффект (допустим от "ролевого соучастия"), вызываемые как вербальным (словесным) ОГЛАВЛЕНИЕм, так и эстетикой конкретного произведения или передачи.

Следовательно, всякое журналистское произведение можно рассматривать как систему раздражителей (слов, приемов невербальных коммуникаций, эстетических конструкций, способов активизации "ролевого соучастия" и т.д.), сознательно и преднамеренно организованных с таким расчетом, чтобы вызвать определенную реакцию аудитории СМИ. Да, как и во всякой творческой деятельности здесь возможно подсознательное "конструирование", но оно все же является превалирующим при индивидуальной творческой деятельности журналиста. В данном же случае можно говорить о вполне высокой степени прагматического моделирования технологий массово-коммуникационной деятельности. Ведь анализируя структуру раздражителей, мы в этом случае должны воссоздать (смоделировать) структуру реакций. Причем понятие "творчество" мы в равной степени относим как к создателям данного вида продукции, так и к потребителям. Ибо, как мы уже отмечали, только со-творчество характерно для истинно демократического государства, для отношений, основанных на принципах гуманизма.

При описании эмоциональной стороны восприятия информации как одного из системных показателей аудитории СМИ можно назвать и другие социально-психологические роли коммуникаторов. Нами выделено 24 роли, такие как "аналитик", "лирик", "агрессор", "свой парень" и т.д. Например, ведущий телевизионных "Итогов" Евгений Киселев был типичный "аналитик", таковым он остается сейчас и в авторской программе радиостанции "Эхо Москвы". Ему свойственны, как показывает исследование, такие внутренние личностные характеристики, как интеллект, широта кругозора, способность мыслить масштабно, сдержанность, солидность, респектабельность и т.д. Характерные профессиональные качества – коммуникабельность, способность заражать энергией, уверенностью, внушать свои идеи и т.д. Владимир Молчанов в своих прежних телепрограммах был "лириком", ибо все его наиболее удачные с точки зрения экспертов стилевые и поведенческие новации для постперестроечного телевидения были выдержаны именно в этом ключе. Телевизионный "многостаночник" Иван Ургант и Тимур Кизяков, приходящий с экрана "Пока все дома", – типичные "свои парни". Выделение носителей "ролей" позволяет не просто прогнозировать успешную и эффективную деятельность коммуникатора, но и просчитывать варианты взаимодействия с конкретными носителями "ролей" из числа аудитории СМИ.