Лекция I. ВВЕДЕНИЕ В ЛОГИСТИКУ

В результате освоения данной темы студент должен:

знать

определение и функциональные области логистики;

• виды и измерители материального потока;

• принципы взаимодействия логистики с производством, маркетингом и финансированием;

уметь

использовать логистическую стратегию в области формирования материального потока;

• применять экономическую модель для формирования спроса и предложения в логистике;

владеть

теорией, стратегией и тактикой использования логистики в практических целях для доставки продукции "точно в срок".

Понятие, концепция и эволюция логистики

Понятие "логистика" пришло из Древней Греции, где оно означало "мышление, расчет, целесообразность". От греков этот термин перешел к римлянам, которые понимали его как "распределение продуктов питания". В Византии логистику считали способом организации снабжения армии и управления его.

Французский ученый А. Жомини в начале XIX в., а вслед за ним Военный энциклопедический лексикон (СПб., 1850) трактовали логистику как "науку об управлении перевозками, планировании и снабжении войск". В начале XX в. логистика была признана как военная наука, а в 60-х гг. XX в. – как сфера бизнеса.

В настоящее время логистика широко используется во всем мире, и, как считают многие экономисты, без решения логистических задач трудно победить в конкурентной борьбе.

В формировании логистики в бизнесе можно выделить четыре этапа.

1-й этап (1920–1950) – фрагментаризация. Характеризуется тем, что на предприятиях и фирмах в этот период существуют фрагменты логистики, такие как закупки, складирование, транспортировка, обслуживание потребителей и др.

2-й этап (1958)становление логистики. Характерен спадом в мировой экономике, что привело к росту затрат и сокращению объемов прибыли. Поэтому бизнес начал искать более эффективные системы контроля за затратами, что способствовало формированию логистики как самостоятельной составной части бизнеса.

3-й этап (1970)развитие. Связан с формированием фундаментальных принципов бизнес-логистики, которые способствовали координации спроса и предложения.

4-й этап (1980) – интеграция. Связан с интеграцией логистических функций фирм и ее партнеров в логистической цепи.

Следует отметить, что трактовок понятия "логистика" существует множество. Некоторые ее определения приведены в табл. 1.1. Однако необходимо отметить, что логисты, давая определение понятию "логистика", не используют главный принцип: давая определение отрасли, мы должны базироваться на се конечном результате. Например, давая определение автотранспортной отрасли, мы базируемся на ее конечном результате и говорим: автотранспортная отрасль – наука и искусство создания автомобиля, поскольку автомобиль является ее конечным результатом. Что же является конечным результатом в работе логистики? На взгляд авторов, таким результатом является создаваемый материальный поток (материалопоток), который способствует доставке продукции потребителю "точно в срок", т.е. в определенный день, час и в определенном количестве. Поэтому определение логистики должно базироваться именно на этом тезисе.

Авторы приняли за основу следующее определение логистики: логистика – это наука и искусство управления материальным потоком. Расширим данное определение, заменив понятие "управление" его функциями: планированием, организацией, мотивацией и контролем. В результате

Таблица 1.1

Некоторые определения логистики, используемые в отечественной и зарубежной литературе

Определение

Источник

Логистика – это процесс планирования, организации контроля за движением материальных потоков, их складированием и хранением, предоставление соответствующей информации обо всех этапах их продвижения с места отправления и до места назначения с целью обеспечения качественного удовлетворения запросов клиентуры

"Советом по менеджменту логистики". США, 1991

Логистика – это совокупность способов и методов эффективного управления товарными потоками с обеспечением наименьших издержек и высокого уровня организации и осуществления процессов снабжения, управления товарным рынком, производства и сбыта, включая и послепродажное обслуживание

Профессор Пьер Казабан. Университет Бордо, Франция

Логистика – это процесс управления перемещением и хранением товаров и материалов от их источника до точки конечного потребителя, а также связанный с этим информационный поток

Лайсон К., Джиллингем М. Управление закупочной деятельностью и цепью поставок: пер. с англ. 6-е изд. М.: ИНФРА-М, 2005. С. 69

Логистика – искусство управления перемещением войск как вдали, так и вблизи от неприятеля, организация их тылового обеспечения

Военный энциклопедический лексикон. СПб., 1850

получим следующее определение: логистика – это наука и искусство планировать, организовывать, создавать условия мотивации и контролировать продвижение материального потока.

Сразу возникают два вопроса: Почему наука? Почему искусство? Наука – это система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, а также отдельной отрасли (логистической) таких знаний. Искусство – умение, мастерство, знание дела. Эти понятия связаны и с логистикой. Поэтому логист, чтобы управлять материальным потоком, должен использовать свое мастерство, теоретические и прак

тические знания, а также свой интуитивный подход к решению стратегических, тактических задач и проблем в области продвижения продукции потребителю, т.е. материального потока.

Один из принципов разработанной американскими учеными логистической системы, иллюстрирующий ее концепцию (принципы), приведен на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Принцип логистической системы

Концепция (принцип) логистической системы связана с управлением материалами (снабжением) и управлением распределения (сбытом).

Одна из особенностей принципа логистики состоит в том, что она не только уделяет внимание интеграции видов деятельности, которые традиционно относятся к различным функциям предпринимательства, но при принятии решения объединяет их. Например, во многих компаниях, где отсутствует логистическая система, ответственность за запасы может быть функцией производства, а транспортирование – функцией распределения, и при решении вопросов, связанных с запасами, могут не приниматься во внимание транспортные проблемы. В логистической системе все виды деятельности взаимосвязаны, и при принятии решения должны быть учтены отрицательные и положительные стороны различных функциональных областей.

Схема, приведенная на рис 1.1, напоминает кругооборот капитала:

Д-Т,П Т'-Д',

где Д–Т – процесс снабжения (управление материальными ресурсами); П – производство, где возникает внутренний материалопоток (внутрипроизводственные перевозки); Τ'–Д' – процесс сбыта (распределение продукции).

Логистика может работать как внутри производства, осуществляя внутрипроизводственные перевозки, так и в сфере обращения, связывая экономические районы, поставщиков и потребителей (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Логистика в сфере производства и обращения

Необходимо также отметить, что логистика – это область деятельности, к которой проявляют существенный интерес как государственный, так и частный секторы экономики (рис. 1.3).

При принятии логистических решений взаимодействуют следующие субъекты: продуценты (создающие, производящие продукты), поставщики, транспортные агентства, правительство, потребители.

Как возникает потребность в логистике?

В частном секторе потребитель формирует спрос на продукцию изготовителя. Изготовитель выступает в качестве поставщика, он договаривается с транспортными агентствами о перемещении сырьевых материалов на предприятия, а готовой продукции – с предприятий на рынки. Таким образом, спрос на транспортные перевозки – это производный спрос. В государственном секторе правительство обеспечивает значительную долю транспортной инфраструктуры, управляет и руководит услугами.

Рис. 1.3. Возникновение потребностей в логистике (частный и государственный секторы)

Ключевые проблемы и решения логистики в государственном и частном секторах показаны в табл. 1.2.

Итак, мы выяснили, как возникает потребность в логистике, что логистика – это наука и искусство управления материалопотоком, т.е. управления продвижением продукции от источника к потребителю. Функции логистики включают управление всем материалопотоком, начиная от поставки сырья и заканчивая поставкой готовой продукции конечному потребителю, а также управление информационным потоком, ассистирующим движение материалов.

Какую бы логистическую систему мы ни рассматривали (производственную или работающую в сфере обращения), ее структура образована следующими основными функциональными областями.

1. Транспорт. При логистическом подходе транспорт включает перевозку груза от поставщика до потребителя, с предприятия на склад, со склада на склад, доставку со склада потребителю. Основными характеристиками транспорта являются стоимость и надежность.

2. Складское хозяйство. Включает в себя размещение материалов в складских помещениях для хранения, управление складской переработкой, упаковку и др.

3. Запасы. Выполняют буферную роль между транспортом, производством и реализацией. Запасы позволяют экономично и эффективно функционировать всей системе. Про-

Таблица 1.2

Ключевые проблемы и решения логистики в государственном и частном секторах

Участник логистической системы

Частный сектор

Государственный сектор

Поставщик – обслуживающее агентство

• Управление запасами

• Ценообразование

• Перевозки собственным или арендуемым транспортом

• Планирование производства

• Размещение предприятия

• Укомплектованность штата

• Ценообразование

• Перевозки собственным или арендуемым транспортом

• Предлагаемые услуги

• Размещение предприятия

Транспортное агентство

• Маршрутизация перевозок

• Уровень обслуживания

• Цены

• Тип парка

• Маршрутизация перевозок

• Уровень обслуживания

• Цены

• Тип парка

Правительство

• Ценообразование (налогообложение)

• Инфраструктура и ее обслуживание

• Уровень субсидирования

• Инфраструктура и ее обслуживание

• Степень и природа регулирования и обеспечения обслуживания

дукция может быть сосредоточена в запасах непосредственно у производителя, или же ее хранение может быть приближено к потребителю. Величина производственных запасов должна быть оптимальна для всей системы. Запасы продукции позволяют системе быстро реагировать на изменение спроса и обеспечивают равномерность работы транспорта.

4. Информация. Любая логистическая система управляется с использованием информационной и контролирующей подсистем. С их помощью передают заказы, требования об отгрузке и транспортировании продукции, поддерживают уровень запасов.

5. Другие функциональные области. К ним относятся финансы, кадры и обслуживающие подразделения логистики.

Создавая логистическую систему, как правило, используют указанные функциональные области логистики. Следовательно, основные издержки логистики складываются из расходов на транспортировку продукции, ее складирование, поддержание товарно-материальных запасов, получение, отгрузку и упаковку товаров; расходов на обработку заказов; административных расходов и др.

Данные по долям от общей суммы затрат на логистику каждой из ее функциональных областей представлены в табл. 1.3.

Таблица 1.3

Доля от общей суммы затрат на логистику каждой из ее функциональных областей

Функциональная область

Доля от общей суммы затрат, %

Транспорт

46

Складирование

26

Запасы

10

Прочее

18

Логистическая система – это не только источник издержек, но и потенциальное орудие создания спроса на продукцию. За счет совершенствования логистической системы можно предложить лучшее обслуживание или понижение цены, привлекая тем самым дополнительных клиентов. Фирма теряет клиентов, когда не обеспечивает поставку товара в срок. Например, клиенты фирмы "Вулворт" (система розничных супермаркетов США) утверждают, что возможность организации быстрого снабжения ценится ими больше, чем известность товарного знака компании-поставщика.

В своей практической деятельности предприятия, фирмы и компании используют различные логистические системы:

• система поставки "точно в срок" (Just in time) – производится и перевозится только то, что необходимо в данный момент времени (резко сокращаются страховые запасы);

• система "Канбан" – система, обеспечивающая все производственные участки, включая конечную сборку, именно тем количеством сырья и материалов, которые действительно необходимы для выпуска только запланированного количества продукции;

• планируемая система доставки SDP (System Delivery Planning) – усовершенствованная система "точно в срок";

• система DRP (Distribution Requirements Planning) – система управления распределением. Главное в ней – строгий контроль за состоянием запасов точки заказа, формированием производства, снабжения, сбыта и перевоза;

• система LRP (Logistic Reguiremenls Planning) – система планирования и контроля входного, внутреннего и выходного материалопотоков на уровне предприятия;

• метод быстрого реагирования QRM (Quick Response Method') – система планирования и регулирования поставок на предприятия оптовой и розничной торговли.

Для получения исходной логистической системы и ее концептуальной схемы, определения ее модели для постановки проблем и их решения, а также методов исследования в логистике исторически сложились четыре парадигмы:

1) аналитическая парадигма – классический подход к логистике как теоретической науке, занимающейся проблемами управления материальными потоками в производстве и в обращении;

2) технологическая парадигма – тесно связана с информационно-компьютерной технологией и технологией эффективной работы функциональных областей;

3) маркетинговая парадигма – имеет цель описать и объяснить отношения между логистической системой и возможностями фирмы в конкурентной борьбе;

4) интегральная парадигма – развивает маркетинговую парадигму и использует менеджмент и различные функции, связанные с материальным потоком.

Надо отметить, что при изучении логистики в настоящее время используют два термина: "логистика" и "управление цепью поставок".

В учебнике Кеннета Лайсона и Майкла Джиллингема "Управление закупочной деятельностью и цепью поставок" было приведено сопоставление диаграммы внутренней цепи поставок (рис. 1.4) с диаграммой, которая относится к управлению логистикой (рис. 1.5), и был сделан вывод, что в них включены одни и те же области.

Некоторые ведущие специалисты по логистике исследовали аспекты логистики и управления цепью поставок. Например, Д. Бауэрсокс считал, что эти аспекты необходимо рассматривать как синонимы (близкие но смыслу). Гринвуд сказал так: "...если мы проанализируем то, что эксперты называют управление цепью поставок, то обнаружим, что фактически они говорят о логистике, но под влиянием тре-

Рис. 1.4. Простая цепь поставок [7, с. 76]

Рис. 1.5. Потоки материалов, продуктов и информации, протекающие через организацию [7, с. 74]

бований нынешнего десятилетия в качестве термина выбирают вариант управление цепью поставок" [7, с. 76].

Другие авторы, например Купер и его коллеги, считали, что логистика и управление цепью поставок различаются: логистика занимается потоками материалов и информации и запасами в сети, а управление цепью поставок – это интеграция всех бизнес-процессов в цепи поставок. Бизнес-процесс они определили как выполнение особым образом во времени и пространстве рабочих видов деятельности, имеющих начало, конец, четко выраженные исходные составляющие и результаты, структуру для действия, и указали на несколько процессов: управление спросом, выполнение заказа, снабжение и др. Кроме того, Купер и его коллеги выделяли несколько компонентов управления цепью поставок: планирование и контроль, структура и организация работ, методы управления и др.

Мы назвали не все процессы и компоненты, однако очевидно, что все они тесно связаны с логистикой.