Элементы разделения и взаимодействия властей в структуре Европейского Союза

Европейскому Союзу – уникальному и чрезвычайно динамично развивающемуся государствоподобному международному образованию интеграционного типа – не вполне подходила рассчитанная на государство "классическая" система разделения властей. Поэтому им была создана гибкая и подвижная система элементов разделения и взаимодействия властей, не ставящая перед собой цель раз и навсегда их разделить или жестко закрепить в определенной взаимной связи. Такая организация оптимально способствует достижению координации при постановке задач и обеспечению субординации при их осуществлении, что отражает специфический метод права Европейского Союза – метод скоординированной субординации.

Подобно коллективному главе Союза, Европейский Совет изначально призван разрабатывать и координировать стратегию развития Союза и всех составляющих его элементов.

С одной стороны, в явно ослабленную ограниченностью полномочий Европейского парламента законодательную власть вторгается Комиссия, являющаяся основным (наряду с народной инициативой) источником законодательной инициативы и издающая акты в порядке делегированного законодательства, а с другой – "жесткость" конституирующих Союз актов несколько уравновешивается влиянием на нее вырабатываемого Судом прецедентного права и толкования им норм права ЕС.

Совет, будучи органом законодательной власти, состоит из министров – членов исполнительной власти. Наделение Совета характерными для суда полномочиями по наложению штрафов и передача ряда законодательных функций Европейскому центральному банку (в сложнейший период введения единой валюты евро) также отличают организацию власти в Союзе от классической схемы.

В ходе развития ЕС дальнейшие подвижки в системе элементов разделения и взаимодействия властей неизбежны.

Схема 5.3. Элементы разделения и взаимодействия властей в структуре Европейского Союза

Основы институциональной системы Европейского Союза

Рассматривая уникальное организационное устройство ЕС, мы можем выделить его основные составные компоненты.

Это, прежде всего, правовые инструменты, базовые теории из международного права, теории государства и права и конституционного права, на которых основывались идеи, использованные для создания не существовавшей ранее наднациональной организации политической власти, управляемой при помощи уникальной системы институтов и органов.

Необходимо было также создать гибкую и саморазвивающуюся систему обеспечения балансов различных сфер общественных отношений между Союзом и государствами-членами, гражданами, партиями, регионами и т.д.

Создать систему наднационального управления невозможно без стройной системы принципов устройства и деятельности наднациональных институтов и органов, определяющих их взаимодействие.

Схема 5.4. Основы институциональной системы Европейского Союза

Правовые инструменты создания институциональной системы Европейского Союза

Это, прежде всего, правовые инструменты, базовые теории, из которых черпались идеи для создания не существовавшей ранее наднациональной системы институтов и органов.

Среди них – традиционная теория разделения властей и основанная на ней позже теория сдержек и противовесов, которые взяты из теории государства и права, но в чистом виде не вполне подходили для наднациональной структуры ЕС.

Помогла в создании адекватной системы институтов и органов заимствованная из международного права теория международных организаций.

Схема 5.5. Правовые инструменты создания институциональной системы

Более тонкому приспособлению единой наднациональной институциональной системы Союза к его целям и задачам способствовали различные варианты форм правления, заимствованные из конституционного права зарубежных стран.