Введение

Окружающая нас реальность и средства массовой информации представляют многочисленные примеры управления на всех уровнях, когда совершенно очевидна решающая роль лидеров, вождей масс, народов, больших и малых профессиональных и социальных групп.

Лидерство является предметом интереса людей, по-ви- димому, столько же времени, сколько существует человек разумный, живущий в сообществе. В каждой группе, начиная с семьи и заканчивая нациями, а сейчас и всем человечеством в целом, есть необходимость в организации жизни и деятельности, планировании, принятии решений, распределении ресурсов и т.п. Обычно рядовому члену сообщества нужен кто-то, кто подскажет, что и как делать, укажет дорогу, поддержит, объяснит непонятное, возьмет па себя ответственность, сумеет убедить, примирить спорщиков, а иногда просто заставит что-то делать, не желаемое индивидом, но полезное для всех. Такие функции иногда добровольно берутся на себя, иногда приобретаются законно, иногда захватываются индивидами, называемыми руководителями или лидерами.

Позиция лидера предоставляет лицу, занимающему ее, ряд привлекательных преимуществ, которые чаще всего видят и к получению которых чаще всего стремятся претенденты. К числу преимуществ относятся такие, как обретение лидером ощущения своей особенности, исключительности, возможности властвовать, определять поведение других людей, иметь возможность первоочередного доступа к дефициту, распоряжаться распределением различного рода благ. Некоторые люди считают сам факт занятия лидерской позиции полной самореализацией личности. Но велик и спрос с лидера, и его ответственность. Целый ряд поговорок, пословиц, мудрых мыслей подтверждает эту составляющую роли лидера: "Кому многое дано, с того больше и спросится", "Чем выше взлетел, тем больнее падать", "Мы в ответе за тех, кого приручили".

Каждый человек в течение своей жизни исполняет многочисленные роли в разных ситуациях и сообществах, в том числе и лидерские (хотя бы по отношению к "братьям нашим меньшим"), и принимая на себя эту роль, человек должен осознавать ее и понимать "весь спектакль", ситуацию, партнеров, знать и уметь правильно применять "слова", правильно вести себя, грамотно играть "мизансцены", осуществлять взаимодействие с исполнителями других ролей. В этом случае разыгрываемый спектакль имеет больше шансов на успех, достижение ожидаемых его участниками результатов, чем в случае произвольного распределения ролей и отпускания дела на самотек.

Примеряя па себя платье лидера, мы обычно видим некий образ, идеал успешного (по нашему или чьему-то еще мнению) лидера. Видя образ, мы ставим цель – достичь аналогичного или даже большего успеха, славы, почета, уважения, возможности влиять на других людей, зачастую забывая о том огромном труде, который обычно затрачивает лидер на пути достижения вершин популярности и успеха, и о необходимости иметь, по-видимому, какие-то задатки, способности, расположенность к успеху именно в "амплуа лидера". Не исключаются и случаи везения, когда неожиданно для других и для него самого человек взлетает на вершину власти и успеха (хотя и говорят, что судьба благоволит все-таки лучшим). Достижение высоких позиций в бизнесе и социуме – это и способности, и громадный труд, и везение, и случай, подвернувшаяся и использованная возможность.

К сожалению, много примеров несостоятельных лидеров, деятельность которых, особенно по прошествии времени, оценивается негативно. Несостоятельность определяется отсутствием ожидаемых управляемым социумом личностных и профессиональных качеств, к числу которых в первую очередь относятся такие, как системное мышление, социальная направленность личности и умение вдохновлять и сплачивать людей, профессиональная компетентность в той области деятельности, в которой осуществляется управление. Как писал И. А. Крылов в басне "Щука и кот", "Беда, коль пироги начнет печи сапожник, А сапоги тачать пирожник...". Много признанных лидеров, включая Юлия Цезаря, имели весьма печальный конец своей жизни и карьеры. Индивидуальные или групповые эгоистические цели, к достижению которых осознанно или неосознанно стремится лидер, зачастую заставляют его идти на сделку с совестью, конфликт с другими людьми, поступаться принципами, быть объектом критики и злобы, иногда даже отвращения, постоянно находиться в ситуации непростого выбора между добром и злом, искать меньшее зло, т.е. жить в постоянном состоянии стресса, сжигать жизнь ради собственного блага или блага других, при всем том, что благо каждым субъектом понимается по-своему.

Литературы на тему лидерства, анализирующей качества лидеров, жизненный путь и причины успехов признанных государственных и корпоративных лидеров, дающей советы, как стать успешным лидером, как создать продуктивную команду, властвовать над людьми, огромное количество. Идеальный образ лидера "национального масштаба" изобразил в своей "Заповеди" английский поэт Р. Киплинг. Каждый автор, в силу уникальности его личности, предлагает собственный образ лидера, дает рекомендации, что и как делать, чтобы приблизиться к этому образу, выделяет в качестве особо важных те или иные качества лидера, способы и приемы управления людьми, достижения успеха. Но не открыта еще, да и вряд ли будет открыта, универсальная и всеобъемлющая модель лидерства и лидерских качеств, способствующих успеху в любой ситуации, поскольку разнообразие людей, трудовых коллективов, деловых ситуаций, организаций настолько велико, что не поддается унификации в полной мере.

Поэтому в данной книге при рассмотрении той или иной темы приводится, как правило, ряд определений применяемых терминов и ряд концепций, отражающих разные точки зрения маститых и не очень известных авторов и демонстрирующих субъективность и уникальность личности и профессионализма каждого из них. В действительности определений любого явления можно найти великое множество. К примеру, считается, что определений понятия "личность" столько же, сколько авторов, писавших на эту тему. Мы предлагаем читателям осмыслить приводимые определения, при неудовлетворенности ими попытаться найти лучшее в многочисленных отечественных и зарубежных источниках или придумать свое собственное.

По существу, любая личность, любая организация, любая ситуация в чем-то уникальны, а значит, прежде чем применять какой-либо рекомендуемый в качестве эффективного метод, нужно быть уверенным, что объект применения и ситуация очень сходны с теми, в которых метод доказал свою успешность. Описание ситуации и объекта – это работа, дающая также редкие результаты, поскольку любая модель есть продукт деятельности особенного индивида, видящего реальность через призму своей уникальной личности. Повторим еще раз, что лидерство – это не только и не столько открывающиеся возможности для удовлетворения своих потребностей, желаний, но и колоссальная ответственность за ведомых лидером людей и их судьбы. Осознает или не осознает лидер эту ответственность и ее груз, найдется ли тот, кто спросит за результаты влияния и за судьбы ведомых, – сама ответственность не перестает существовать, и рано или поздно счет будет предъявлен.

В современном бизнесе основой не только процветания, но и просто выживания организации справедливо считается креативность персонала и, в особенности, лидеров. Как известно, креативность – это творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и (или) ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. Креативные решения могут быть получены не только в результате находок отдельных талантливых сотрудников, по и при умелом использовании коллективного творческого потенциала. Организация и осуществление такого рода деятельности является прерогативой лидеров отдельных групп и бизнеса в целом. Качества, или компетенции современных лидеров бизнеса, обеспечивающие индивидуальное и коллективное творчество, поддаются определению и развитию. Каковы эти компетенции, как их определять и развивать, как они проявляются в деятельности лидера, какими методиками и инструментами должен владеть современный лидер, – об этом рассказывается в книге. Сопровождающие теоретический текст многочисленные указания на методики, тесты, рекомендации позволят лидеру, проработав эти материалы, проводить исследование текущего состояния и причин недостаточной эффективности собственной деятельности и деятельности возглавляемой им команды, правильно определять направление собственного развития, развития команды и каждого своего подчиненного.

Мы предлагаем книгу, в которой решаются проблемы приобретения будущим или действующим менеджером или специалистом лидерских компетенций, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования четвертого поколения для направления "Менеджмент", квалификация (степень) "бакалавр":

• способность использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач;

• способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций;

• способность эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды.

Согласно стандарту образования современный менеджер должен:

знать

– основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами;

уметь

– организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач;

владеть

– современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации.

В современной науке каждая из компетенций, каждый блок знаний, указанный в данном списке, фактически представлен в отдельных научных дисциплинах, таких как теория менеджмента, деловые коммуникации, мотивация работников, социология, социология и психология управления, психология, социальная психология, конфликтология, криминология и др. Поэтому мы приводим по каждой дисциплине общие сведения, вводим будущего лидера в специфику исследуемых ею проблем, предоставляя возможность при необходимости и желании самому погрузиться на "нужную глубину".

Мы предлагаем:

– рассмотреть теории, модели, образы лидерства, популярные среди менеджеров и полезные как информационно- эрудиционная база методов, представлений, точки зрения уважаемых ученых и практиков на сущность явления лидерства и лидерского поведения по отношению к подчиненным;

– рассмотреть ситуационно-компетентностный подход к лидерству, определяющий в качестве основы успеха лидера наличие у него совокупности компетенций профессионального и социально-психологического характера, поддающихся измерению и развитию (с оговоркой, что все измерения в психологии и социологии имеют вероятностный характер). Все компетенции должны соответствовать требованиям рабочего места лидера и ситуации, в которой находится возглавляемая лидером группа или организация;

– обратить особое внимание на состав необходимых лидеру ключевых качеств и компетенций:

• профессионализм лидера в выбранной сфере деятельности;

• наличие у него системного мышления;

• наличие у лидера высоких этических стандартов поведения;

• наличие у лидера высокого эмоционального интеллекта;

• наличие компетенций в области командообразования и поддержания высокой продуктивности команды;

• наличие стремления к созданию идеальной организации, в качестве которой выступает истинно инновационная организация;

• владение лидером методами организации коллективной умственной деятельности, диагностики девиаций и конфликтов, их устранения.

Основная логика учебника отражена в компетентностной модели лидерства, приводимой на рисунке.

Рис. В1. Компетентностная модель лидерства

Считаем необходимым определить большое значение для организации и для достижения удовлетворенности работника такой формы лидерства, как лидерство по профессии, или лидерство в профессии.

Мы применяем и рекомендуем к применению методологию научного познания, научного исследования, системного подхода, ситуативного подхода, аналитического и творческого решения проблем.

Наша цель – предоставить необходимые знания для формирования собственной эрудиционной базы лидера, для определения идеала и цели своих лидерских устремлений, для определения своего лидерского потенциала и направлений его развития, диагностики проблем в группе и их разрешения.

В данной книге при исследовании понятия и теорий лидерства мы стремились опираться на следующие принципы как основу восприятия, подхода к лидерству как явлению:

• лидерство как явление конкретно, ситуативно, системно, измеряемо, разнообразно, уникально и в значительной степени субъективно с позиций разных групп интересов и отдельных личностей;

• требования к профессиональным и личностным качествам лидера на конкретном рабочем месте должны быть определены, а показатели их уровня измерены;

• лидер должен быть не столько универсальным менеджером, сколько профессионалом высокого уровня в той области деятельности, в которой действует его группа, иначе он не сможет выступать арбитром в решении чисто технических вопросов, выбирать правильное направление развития, особенно в ситуации наличия множества обоснованных, по конфликтующих точек зрения;

• исследование лидерства должно происходить на научной основе, на основе понимания его системной сущности и зависимости от ситуации, т.е. на основе научного, системного, ситуативного подходов;

• исследование, измерение, прогнозирование, коррекция лидерства требуют высокого профессионализма от заинтересованных субъектов и групп и больших затрат времени, труда и других ресурсов;

• при проведении любых обсуждений, споров соблюдается принцип достижения однозначности толкования терминов, понятий, явлений, их определенности;

• лидер предпочитает социально-психологические методы влияния, но при этом владеет и при необходимости применяет также и экономические и административно-правовые методы управления.

Учебник состоит из двух книг: учебника и Практикума. В учебнике рассматриваются теоретические аспекты лидерства. В Практикуме даются тестовые материалы и задания, работа над которыми позволит глубже понять сложное системное явление лидерства, одновременно познав элементную и инструментальную стороны этого явления, усвоить методы измерения и оценки лидерских качеств, разработать свою версию портрета, или профиля, лидера-идеала, к соответствию которому следует стремиться в своем развитии, и определить степень обоснованности собственных претензий на занятие лидерской позиции в организации.

Основные подходы автора учебника к пониманию сущности лидерства, к составу и содержанию компетенций современного лидера, возможностям создания портрета или профиля лидера для достижения успеха на конкретном рабочем месте в конкретном трудовом коллективе, измерению уровня владения компетенциями изложены в таких книгах, как "Управление персоналом"[1], "Организационное поведение"[2], "Модели компетенций лидеров. Структура компетенций, измерение" (Lambert Academic Publishing, Saarbrucken, 2013)[3] и др., а также в научных статьях. Материалы учебника и Практикума апробированы в процессе преподавания дисциплины "Лидерство" студентам и магистрантам СПбГЭУ в 2009-2013 гг.