Элементарное образование и школы учения книжного

Основными участниками просвещения и воспитания в Киевской Руси, помимо семьи, оказались церковь и княжеская власть. Абсолютному большинству населения адресовалось исключительно патриархальное домашнее воспитание и обучение. Развитие ремесел, торговли, усложнение характера труда, рост городского населения, распространение православия требовали расширения внесемейного обучения и воспитания. Оно предназначалось преимущественно княжеским и боярским родам, священнослужителям, служилому люду, состоятельным ремесленникам и купцам. Путем обучения и воспитания человек включался в рамки определенного общественного положения.

Семейное воспитание

Главным очагом воспитания и обучения для всех сословий в Киевской Руси была семья. Былины оценивают семейно-домашнее воспитание как благое дело: "Еще стал-то Ждан-царевич да тут большой стал; изучила его матушка всей-то грамоте, изучила его-то на добры дела, на добры дела, на порядки хорошие". Дети знати и горожан могли получить элементарное образование в семье. Так, княгиня Ольга (ум. 969) сама воспитала сына Святослава. В семьи бояр приглашались домашние учителя-священники. Многие князья использовали для домашнего воспитания грамотных наставников – дядек. Беседы старцев с детьми были своеобразной устной школой.

Семья обучала праведному житию посредством религиозного воспитания, преподавания правил общежития. Православие признавало особую роль семейного воспитания, будучи тем самым созвучно языческой педагогической традиции киевлян. Церковь видела свою задачу в контроле над семейным воспитанием.

Своеобразной формой домашнего воспитания оказалось кормилъство, суть которого состояла в том, что родители отдавали княжичей в другую семью. Кормильство связано с древним обычаем кумовства. Но если кумовство преследовало цель скрепить родовые связи семей, то кормильство рассматривалось способом упрочения сюзеренно-вассальных отношений. Кормильцев подбирали из числа воевод, знатных бояр. Так, Владимир Мономах воспитал своего сына Юрия (Долгорукого) в образованной семье суздальского тысяцкого. Рассылались княжичи на кормильство рано – порой в возрасте 5–7 лет. В обязанности кормильца входило умственное, нравственное и военно-физическое воспитание, привлечение княжичей к государственным и ратным делам.

Профессиональное обучение

В семьях ремесленников и крестьян передавались и наследственные знания, навыки ремесел и промыслов. Сохранялось издревле возникшее половозрастное разделение труда. Так, изготовление глиняной посуды велось вручную и было женским делом, которое передавалось от матери к дочери, вплоть до появления гончарного круга в X в. Знания передавались от бабок и дедов – к внукам.

К концу X в. на Руси сосуществовало несколько систем профессионального обучения: общинное, домашнее и городское. Городское ремесло сложилось на базе домашних промыслов и общинного ремесла. Ему соответствовала новая система индивидуального обучения ремеслам на корпоративных началах; предусматривалась теоретическая подготовка, которую можно было дать словесно, и приобретение практических навыков. Зарождается институт ученичества.

Поначалу ремесленные знания и навыки передавались, как правило, вне грамотности. Однако постепенно среди ремесленников распространяется грамотность: на рубеже X–XI вв. она была желательна; в XII–XIII вв. становится необходимой (чтобы пометить свою продукцию, инвентарь, поставить имя заказчика и т.д.). Особым было обучение ремеслу делать книги. Ученик изготовлял собственный изборник, т.е. выполнял работы переписчика, иллюстратора и переплетчика.