Лекция 1. Введение в курс "история психологии"

Предмет истории психологии — это не психическая реальность, а представления о ней, изменяющиеся со временем, зависящие от того или иного исторического периода, от уровня развития культуры, от того, в рамках какой науки такие представления развиваются.

Реальность остается одной и той же: по мнению многих мыслителей, люди мало меняются, во всяком случае в нравственном отношении. Представления же о ней складываются самые различные.

Так, наиболее древнее представление о душе отличается от представления о психее, появившегося в период Античности, и сознании, возникшего во времена Декарта. Оно, в свою очередь, радикально отличается от представления о поведении, возникшего в начале XX в. в американской культуре. Наконец, последнее отличается от представления о деятельности, ставшего основным в советской психологии.

Как соотносятся между собой эти представления и почему они возникают? Чем определяются взгляды людей на психическую реальность? Эти вопросы встают перед каждым, кто изучает историю психологии, будь он профессиональным историком или студентом.

Другими словами, предмет истории психологии — изучение закономерностей формирования и развития возникавших в ходе истории человечества взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию ее природы, функций и генезиса.

Задачи истории психологии как науки — сравнение, сопоставление различных направлений, теорий, понятий с целью выявления общего и различного, инвариантного содержания, закономерностей их возникновения и последующей эволюции; как учебного курса — ознакомление с основными понятиями и теориями психологии как в их историческом контексте, так и в связи с современностью.

Следует обратить особое внимание на подходы к предмету изучения истории психологии — способы понимания исторических явлений в психологии. К ним относятся следующие.

1. Персоналистский. Согласно данному подходу главная фигура истории — персона, герой-творец, создатель исторического учения, направления, концепции. Именно такой подход лежит в основе современных курсов по истории психологии.

2. Контекстный подход, делающий главным объектом изучения исторический контекст, описание исторических, социальных и бытовых условий, в которых действует историческая личность и которые ее создают, определяют ее действия. Данный подход можно охарактеризовать словами Л. Н. Толстого ("Война и мир") о том, что великие люди становились "рабами истории".

3. Контрастирующих пар, предполагающий, что всякая новая теория опровергает предыдущую. Такой подход позволяет представить историю психологии в виде оппозиций теорий и направлений. Так, интроспекционизму, основанному на самонаблюдении, противостоит бихевиоризм, с его объективным анализом поведения, гештальтизму — функциональная психология, фрейдизму — психология гуманистическая.

4. Парадигмальный. Впервые рассматриваемый подход был описан Т. Куном на примере истории физики[1]. Парадигма — образец научной практики, подспудное, не всегда осознаваемое, но общепринятое понимание положений и принципов "официальной" науки. Парадигма формируется, утверждается, но по мере накопления необъяснимых в ней фактов сменяется иной парадигмой. Смена парадигм протекает в борьбе научных течений и теорий. В период смены парадигм осознаются основы прежних представлений и создаются новые (так, например, появление экспериментальной психологии, основанной на объективном наблюдении, представляло собой формирование новой парадигмы в контексте существовавшей ранее парадигмы самонаблюдения).

5. Категориальный подход, основателем которого стал М. Г. Ярошевский), подразумевает, что ОГЛАВЛЕНИЕ науки формируется за счет наращивания на имеющиеся понятия новых понятий, используемых наукой[2]. Каждое научное направление, как правило, приносит новую категорию (основное понятие) в психологию (фрейдизм привнес категорию мотива, гештальтизм — образа, бихевиоризм — действия, грузинская школа — установки, марксистская психология — деятельности, гуманистическая психология — личности). Становление новых категорий (формирование категориального строя науки) протекает в борьбе взглядов и убеждений.

6. Изучение научных школ (объединений ученых, не всегда осознанных, оформленных) основано на анализе диахронической, исторической связи исследователей (связи учителей, учеников и их последователей, иногда живших и работавших в различные исторические периоды) и связи синхронической (единовременной, между коллегами, единомышленниками), процессов их создания, расцвета и упадка. Так, например, изучаются античные школы софистов, платоников, перипатетиков, киников, стоиков, современные школы З. Фрейда, А. Маслоу, Л. Выготского, С. Рубинштейна, А. Леонтьева.

Выделяют две группы факторов развития истории психологии: внешние (социальные, личностные, культурные и пр.) и внутренние (связь понятий, логика самой науки). Логика пауки — это те понятия, принципы, способы понимания, которые уже содержатся в самой науке и влияют на ее развитие, либо ускоряя, либо замедляя и сохраняя (научные традиции) его. Но логика, как известно, бывает разная (формальная и диалектическая, двузначная и многозначная, научная и житейская) и на нее воздействую множественные факторы.

"История науки — отнюдь не линейная развертка серии последовательных приближений к некоторой глубокой истине, — писал нобелевский лауреат И. Пригожий. — История науки изобилует противоречиями, неожиданными поворотами"[3]. Об этом следует помнить, читая учебники по истории психологии, авторы которых вольно или невольно пытаются "причесать" историю науки, рационализировать ее, представить как прогрессивное накопление знаний о психическом мире человека. В представляемом же изложении, в неклассической парадигме науки, напротив, предметом анализа становятся именно "противоречия и неожиданные повороты", наиболее присущие психологии и ее истории.

Определим исторические периоды, принятые в исторической науке, которых мы будем придерживаться в ходе изучения истории психологии.

Первобытное общество — период возникновения понятия о душе, анимизма, мифологического мышления и представлений о мире одушевленных вещей и явлений и их взаимоотношений с людьми, период до появления философии, предполагающей постановку проблем, выработку обобщающего способа мышления, формирование логики.

Античность (VI в. до н.э. — первые века н.э.), ознаменовавшаяся возникновением гилозоизма, философского мышления (изначально — в виде натурфилософии), дальнейшим его разделением на материалистическое и идеалистическое, созданием основы современных представлений о душе.

Изучение истории психологии периода Античности не ограничивается изучением деятельности мыслителей древней Греции: интерес представляет и развитие истории психологии древних Египта, Индии, Китая, истории всей древней ойкумены. Поэтому мы рассмотрим взгляды Лаоцзы и Конфуция, Анаксимандра и Анаксагора, Марка Аврелия, Цельса и многих других философов.

Средневековье (III — XIII—XV вв.) — время становления религиозного мировоззрения, породившего возникновение религиозной философии и психологии, наиболее яркими представителями которых стали Августин Блаженный, Плотин, Ориген, Иоанн Златоуст, Ф. Аквинский. В этот же период началось формирование предпосылок становления научного воззрения на мир (Р. Бэкон, В. Оккам, Дуне Скот).

Возрождение, включающее в себя периоды проторенессанса (XIII—XIV вв.), ренессанса (XV в.) и позднего ренессанса (XV—XVI вв.), и характеризующееся провозглашением человека лучшим из созданий Бога, возникновением философии гуманизма, сменившейся радикализмом в религиозных представлениях (Мартин Лютер, Жан Кальвин, Джон Нокс) и религиозным фанатизмом (Саванарола, Томас Торквемада, Игнатий Лайола).

Новое время (XVI—XVII вв.) — период философской постановки психологических проблем. Его яркими представителями стали Ф. Бэкон (научный метод), Декарт (поднятие психофизической проблемы), Б. Спиноза (страсти), Д. Локк (ассоциация), Г. Лейбниц (бессознательная психика), Т. Гоббс (психологическое объяснение необходимости государства).

Просвещение (XVIII—XIX вв.) — время зарождения психологии как науки, осознания се как отдельной научной отрасли (Беркли, Юм, Кондильяк, Руссо, Дидро, Кант,

Гегель, Ницше, Гербарт, Спенсер, Дарвин, Джеймс, Сеченов) и создания экспериментальной психологии (Фехнер, Гальтон, Гельмгольц, Титчинер, Эббингауз, Вундт и др.).

Модернизм (новейшая история) (XX в.) — этап кризиса и расцвета психологии, появления ее разнообразных направлений (от фрейдизма, гештальтизма, функциональной психологии, бихевиоризма, деятельностной психологии до гуманистической, трансперсональной психологии и НЛП).

Постмодернизм — современный этап, в ходе которого формируется новый исторический период и создаются новые психологические течения.

Особое внимание мы обратим на периоды развития отечественной психологии: дореволюционный, послереволюционный и послеперестроечный.

Нетрудно заметить, что приведенная выше периодизация европоцентрична: в ней никак не представлены ни Китай, ни Индия, ни Египет, ни Шумерское царство, не говоря о цивилизациях инков и ацтеков. История как наука развивалась в основном европейцами, смотревшими на все со своей точки зрения. Отечественная история восприняла тот же подход. Нарушая традицию европоцентризма, мы включили в настоящее издание материалы по истории психологии других цивилизаций (индийской, египетской, китайской). Нельзя было не упомянуть и об истории психологии исламского мира, столь повлиявшего на европейскую историю.

В истории психологии очень условно, помимо названных, выделяют два периода. Их можно назвать донаучный и научный (экспериментальный). Первый длился от возникновения человечества до середины XIX в., второй -с середины XIX в. и до наших дней . Таким образом, как верно отметил Г. Эббингауз, у психологии далекое прошлое, по краткая история[4].

Донаучный период нельзя назвать ненаучным. В данном случае использование слова "донаучный" означает, что психология не выделилась в самостоятельную науку, не стала экспериментальной, а развивалась в рамках других наук — философии, медицины, алхимии, анатомии и физиологии. В действительности лучше назвать данные науки областями знания, в которые входили не только научные, но и мифологические, религиозные, литературные, житейские представления. Такими "комплексными", например, были взгляды Платона, взгляды средневековых философов, арабских и европейских, совмещавших или пытавшихся совместить истину научную, полученную в результате опытов, и божественную, производную от Священного Писания. Значительную роль мифологические представления играют даже в современной науке. Так, психологию Фрейда критики именовали научной мифологией за использование литературно-мифологических образов в качестве научных концепций (комплекс Эдипа, Электры, образ первобытного отца, убиваемого сыновьями, по Фрейду, — исходная причина первородного страха и вины современного человека).

История психологии занимает особое место в кругу психологических наук: исследуя историю тех или иных вопросов, она придает объемность, глубину современным фактам и теориям, обнаруживая их исторические корни, а сопоставление теорий прошлого и современности позволяет выявить их своеобразие и тенденции изменений.

История психология тесно связана не только с философией, богословием, медициной, но и с политикой и идеологией. Далеко не всегда эта связь носила характер противодействия, негативный характер: довольно часто в истории психологии психологи сами шли навстречу принятой идеологии, которую считали передовой (например, Л. Выготский, а позднее — А. Леонтьев в советской психологии), однако чаще они входили в противоречие с общепринятыми в то или иное время взглядами (Сократ, Диоген, Христос, Джордано Бруно, Ницше). Однако вопрос указанной связи всегда остается сложным для разрешения, ибо идеологии меняются, а концепции авторов остаются в истории психологии и интерпретируются в соответствии с той или иной идеологической системой.

Методы истории психологии:

• теоретической реконструкции, в котором выделяются две тенденции: презентизм и антикваризм. Первая представляет прошлое с точки зрения современности, вписывает в прошлое современные представления, вторая стремится "раствориться" в прошлом, без учета настоящего;

• работа с документами, которая определяется сложностью доступа к оригиналам, многочисленными ссылками, цитатами и неизбежными комментариями, заменяющими утерянные оригиналы. Большинство взглядов античных авторов (Гераклит, Пифагор, Эмпедокл) известно только но ссылкам на них и комментариям других авторов (Аристотель, Диоген Лаэртский);

• биографический, автобиографический, интервью. Некоторые авторы оставили нам биографические описания (Августин Блаженный, Руссо, Л. Толстой), другие выражали себя косвенно в собственных произведениях, анализ которых может выявить влияние жизненных обстоятельств па взгляды автора (возраст, условия личной жизни, социальная среда, здоровье, смена интересов и т.п.);

• цитирование. Используемый согласно данному методу "индекс цитирования" позволяет судить об авторе по числу публикаций с упоминанием о нем.

Вот что писал об истории философии Б. Рассел: "Философы, пытавшиеся осуществить "рациональные реконструкции" аргументов великих философов прошлого, надеялись сделать этих философов своими современниками, коллегами, с которыми они могли бы обмениваться взглядами. По мнению философов, если не придерживаться такой позиции, то надо отдать историю философии историкам, которых они считают просто доксографами[5], а не искателями философской истины. Такие реконструкции, однако, приводят к обвинениям в анахронизме... Тут мы оказываемся перед дилеммой: либо мы анахроничны в навязывании наших проблем и словаря предшествующим философам с целью сделать их нашими партнерами по разговору, либо мы направляем нашу активность по интерпретации на то, чтобы ложные утверждения философов прошлого выглядели менее глупыми, помещая их в контекст тех невежественных времен, когда они были написаны"[6].

То же самое можно сказать и об истории психологии, которая вышла из лона философии и в которой также существуют рациональные (основанные на логике науки) и доксографические реконструкции, неизбежно сталкивающиеся друг с другом.