Экзистенциальный вакуум

Экзистенциальный вакуум возникает в результате потери инстинктов, обеспечивающих безопасность живого организма в окружающем мире, и утраты традиций, на которых основывалась жизнь человека в прежние времена. Если в рамках традиционной психотерапии считалось, что именно стрессы ведут к невротизации человека, то логотерапия исходила из того, что ведущее к пустоте отсутствие стрессов (экзистенциальный вакуум) тоже способствует возникновению его патологии. Современному человеку угрожает не столько сексуальная фрустрация, сколько ощущение бессмыслицы его жизни, углубляющееся состояние скуки и апатии, духовный кризис, связанный с безработицей, выходом на пенсию, осознанием того, что жизнь недостаточно содержательна.

Экзистенциальная фрустрация, экзистенциальный вакуум способны привести к специфической невротизации, названной в логотерапии ноогенным неврозом, возникающим не на психологической почве (психогенный невроз), а в ноологической сфере (греч. поо5 —дух, смысл) человеческого существования. В отличие от психогенного нервоза ноогенный невроз не обусловлен конфликтами между различными влечениями человека или столкновениями между психическими инстанциями. Он возникает на почве противоречий между различными ценностями или из неудовлетворенной способности человека обладать смыслом своей жизни. Он коренится не в психологических комплексах и психических травмах, а в духовных проблемах, нравственных конфликтах, экзистенциальных кризисах. Ноогенный невроз связан с фрустрацией человека, с экзистенциальной фрустрацией его воли к смыслу.

Сам человек далеко не всегда осознает экзистенциальную фрустрацию, которая может принимать скрытые, завуалированные формы. Фрустрированная воля к смыслу способна замещаться различными компенсирующими формами, выступающими под масками интенсификации воли к власти или стремления к достижению всевозможного удовольствия. Боясь внутренней пустоты, человек может спасаться от нее бегством в профессиональную деятельность (трудоголик), в специфическое заглушение тоски (алкоголь) или дипсоманию, связанную с различного рода развлечениями, страстями к играм, сплетням, многочисленным сексуальным контекстам. Типичной формой проявления экзистенциального вакуума являются так называемые воскресные неврозы.

Традиционный клиницист рассматривает такого человека через признаки психического расстройства. Даже обращение человека к смыслозначимой проблематике рассматривается как патология. Фрейд считает, что, когда человек задает вопрос о смысле жизни, он нездоров. У Франкла это не признак психического расстройства, а специфическое проявление подлинно человеческого в человеке. Поиск человеком смысла — не патология, не болезнь, а норма жизни, необходимое условие подлинного человеческого бытия.

Сам по себе экзистенциальный вакуум является не психическим заболеванием, а духовным дисстрессом. Сомнение человека в осмысленности своего существования и даже сомнения в том, можно ли его вообще найти, не свидетельствует о некой патологии. Это означает, что расхождение между тем, чего человек достиг, и тем, что он должен совершить, каков человек и каким он должен стать, представляет собой нормальное напряжение, необходимое для его психического здоровья. Именно это внутреннее напряжение поддерживает постоянную ориентацию человека на реализацию смысла его существования.

Понимание подобной экзистенциальной динамики (ноодинамики) лежало в основе логотерапии, нацеленной на оказание помощи человеку в осознании того смысла, который ждет от него своей реализации, и его воли к смыслу, которая находится в ожидании выполнения соответствующей миссии.

Логотерапия Франкла стремилась провести человека через его экзистенциальный кризис роста и развития. Но она не являлась ни логическим размышлением о смысле жизни, ни нравственной проповедью. Логотерапия добивалась осознания человеком не столько чего-то психического, сколько чего-то ноэтического, связанного с "реобъективацией объективного", т.е. логоса как мира смыслов и ценностей. Тем самым открывался путь к восстановлению единства и целостности человека в двух неразрывных между собой аспектов — бытия в его субъективности, что являлось предметом осмысления экзистенциализма, и логоса в его объективности, на чем акцентировала внимание логотерапия,