Лекция 18. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

В результате освоения учебного материала главы студент должен:

знать

• особенности категориального аппарата основных представителей экзистенциализма;

• место экзистенциализма в истории философии и его главное ОГЛАВЛЕНИЕ;

• основные идеи главных представителей направления;

уметь

• анализировать историко-философские предпосылки немецкого и французского экзистенциализма;

• критиковать экзистенциалистские представления о человеке;

владеть

• навыками исследования экзистенциальных проблем человеческого бытия в философии и литературно-художественных произведениях.

Общая характеристика экзистенциализма

Обращение к человеку в экзистенциализме, как и в других антропологических направлениях философии первой половины XX в., было связано в общем со стремлением преодолеть узкий гносеологический подход ново- европейского мышления, которое рассматривало человека как субъекта, осуществляющего прежде всего познавательную функцию. Экзистенциализм сосредоточивается на исследовании фундаментальных онтологических структур человеческой реальности.

Экзистенциализм представляет собой онтологическую философию, в которой заново была поставлена исконная философская проблема человеческого бытия, его сущности и существования, смысла или бессмысленности "человеческого удела" в окружающем природном и социальном мире.

Экзистенциализм возникает в начале XX в. в России (Н. А. Бердяев, Л. Шестов), после Первой мировой войны – в Германии (К. Ясперс, М. Хайдеггер, М. Бубер) и Франции (Г. Марсель, Ж.-П. Сартр, М. Мерло- Понти, С. де Бовуар, А. Камю). После Второй мировой войны он превращается во влиятельное философское направление, становится в популярном виде известным публике, определяет мировоззренческие ориентиры в литературе, театре, изобразительном искусстве, музыке, кино, используется в политическом дискурсе. Некоторое время круг философов-экзистенциалистов продолжает расширяться. Близкими экзистенциализму являются религиозно-этические учения Ж. Маритена, Э. Левинаса; персоналистские концепции Э. Мунье, Ж. Лакруа; концепции "диалектической теологии" К. Барта, П. Тиллиха, Р. Бультмана; психоаналитическая антропология Э. Фромма. Представители итальянского экзистенциализма – Н. Аббаньяно, Э. Кастелли, Э. Пачи. Экзистенциализм в США поддержали У. Баррет, У. Лоури, Д. Эди; в Англии – А. Мердок, К. Уилсон.

Существуют две разновидности экзистенциализма – религиозная и атеистическая. Религиозный экзистенциализм определяет трансценденцию, на которую направлена экзистенция, как Бога, причем есть целый спектр трактовок способов его обнаружения в религиозном опыте. Атеистические экзистенциалисты рассматривают выход вне себя, проектирование экзистенции как выбор из собственных возможностей, причем смысл и результат этого выбора также по-разному трактуется у отдельных философов. Обе разновидности экзистенциализма сходятся в понимании бытия человека как направленного, вовлеченного в мир и в то же время могущего в трансцендировании свое бытие в мире поставить под вопрос. В любом случае в центре экзистенциализма понятие экзистенции – человеческого существования как бытия между миром и трансценденцией, "промежуточного бытия", которое имеет направленное, интенциональное измерение и поэтому не может быть понято сугубо имманентным образом, как другие существующие – вещи, животные.

Согласно экзистенциализму, человеческое существование не задается a priori в качестве той или иной "природы", а в каждом проекте само себя выбирает среди своих возможностей. У человека нет предзаданной "природы", его "сущность", как пишет Сартр, постоянно ничтожится в каждом следующем свободном проекте человека, или же, по Хайдеггеру, сущность и состоит в существовании человека как экзистенции.

Экзистенциализм полагает, что экзистенция не может исследоваться в традиционных формах научной философии, она обнаруживает себя в конкретном опыте человека как нечто, что имеется в нем по ту сторону души и тела, рассудка и разума, т.е. обычных предметов наук и научных форм философии. В этом смысле экзистенция не может стать понятием, коль скоро под понятием понимается результат абстрагирования – по словам Марселя, "регистрационная карточка", в которой упущено единичное и в научном мышлении невыразимое. Это не означает, что экзистенциализм склоняется к иррационализму: по ту сторону философии в форме суждения он ищет новые формы мысли и методы, которые позволили бы обнаружить, вразумительно изложить и подвергнуть толкованию важнейшие смыслы человеческого существования.

Слово "экзистенциализм" впервые появляется в итальянском тексте в 1930-с гг., позже используется Марселем и Ясперсом последний, правда, называл свою концепцию "экзистенциальным философствованием". Пропагандистом этого термина стал Сартр, который в лекции "Экзистенциализм – это гуманизм" (1945) обозначил им направление, к которому отнес Хайдеггера и Ясперса в немецкой философии и Мерло-Понти, Камю и себя – во французской. Здесь, однако, возникает трудность. Дело в том, что Хайдеггер, проводя экзистенциальный анализ в "Бытии и времени" (1927), вовсе не строит философскую антропологию в духе М. Шелера и тем более будущей антропологии Сартра. Хотя в ранний период Хайдеггер пишет о своем исследовании "фактической жизни" как о "радикальной феноменологической антропологии" (1922), однако уже в это время он видит задачу философии в построении онтологии, где человеку отведено важное, но только начальное место в решении вопроса о смысле бытия – место единственного сущего, которое понимает бытие. Поэтому, несмотря на обильные заимствования Сартром хайдеггеровской терминологии (в которую он часто вкладывает собственное ОГЛАВЛЕНИЕ), отдельных схем и тематических линий, надо иметь в виду принципиальное различие экзистенциализма Сартра, где в центре автономная и свободная "человеческая реальность", и экзистенциального анализа Хайдеггера. Следует отметить, что судьба этого термина, как часто бывает с популярными словами, была не слишком удачной. С одной стороны, некоторые философы "открещивались" от него, как это было с Хайдеггером по принципиальным соображениям или с Марселем, который после осуждения экзистенциализма Ватиканом переименовал свою философию в "христианский сократизм". С другой – его стали применять к некоторым концепциям, по сути, искажая их смысл. Так, Маритен находит подлинный экзистенциализм в философии Фомы Аквинского (1947).