Экспрессионизм. Отчужденный человек во враждебном мире

Экспрессионизм (термин expressionism введен французским художественным критиком Луи Воселем после серии картин Ж.А. Эрве "Экспрессионизм" 1901; по другой версии, название дано не художниками, а критикой по доминантному признаку - повышенной, взвинченной эмоциональности, экспрессивности) трудноуловим для обобщающей характеристики из-за многообразия его групп, оттенков, ответвлений. Термин "экспрессионизм" впервые употребил Курт Хиллер1 в 1911 г. по отношению к литературе. Он говорил о новом искусстве: "...экспрессионизм как способ переживания, норма поведения охватывает все мировоззрение".

Австрийский писатель Герман Бар в книге об экспрессионизме (1914) причисляет к этому художественному направлению А. Матисса, Ж. Брака, П. Пикассо, футуристов, фовистов, членов немецких объединений "Мост" и "Синий всадник", венцев Оскара Кокошку и Эгона Шиле. Этот список не точный (футуристы и фовисты здесь ни при чем; это самостоятельные художественные направления).

Главный редактор журнала "Штурм" Герхарт Вальден считает, что экспрессионизм - это искусство, придающее форму глубинному внутреннему опыту. Оттенки стиля не так важны, главное - отказ художника от подражания природе. Немецкий поэт-экспрессионист Готфрид Бенн отмечает, что экспрессионизм - это "восстание, в котором есть прорыв, экстаз, ярость, жажда нового человечества; это язык, который, взрываясь, взрывает весь мир". Экспрессионистское произведение разрушает реальность ради построения новой, более гуманной реальности и подразумевает эстетическое, этическое преобразование общества.

Экспрессионизм - это направление, и следует найти его концептуальный инвариант.

Художественная концепция

Экспрессионизм - художественное направление, утверждающее: отчужденный человек живет во враждебном мире. В качестве героя времени экспрессионизм выдвинул мятущуюся, захлестываемую эмоциями личность, не способную внести гармонию в разрываемый страстями мир.

Искусство экспрессионизма отражает смятенную хаосом мира индивидуальность. Эта особенность экспрессионизма проявилась в живописи и графике Э. Кирхнера ("Американские танцовщики"), О. Кокошки ("Этюд пером", "Портрет Вальдена").

Согласно художественной концепции экспрессионизма, сущностные силы личности отчуждены в противостоящих человеку и враждебных ему общественных институтах: все безысходно. Экспрессионизм - выражение боли художника-гуманиста по поводу несовершенства мира. Концепция личности экспрессионизма: человек - существо эмоциональное, "природное", чуждое индустриальному и рациональному, урбанистическому миру, в котором вынужден жить.

Основные черты экспрессионистской концепции человека явственно видны в новелле "Охотник Гракх". Гракх изображен "повисшим" между бытием и небытием: он ни жив, ни мертв, он не находится ни в посюстороннем, ни в потустороннем мире. Полторы тысячи лет после своей смерти Гракх в старой лодке "носится без руля по воле ветра, который дует в низших областях смерти" (Кафка. 1965. С. 534).

Однажды в порту охотника посещает гость и просит рассказать коротко, но связно, что с ним произошло. На это Гракх отвечает, что он не видит связи ни в явлениях мира, ни в мыслях людей, хотя они упорно кричат о связанности всего и вся. Шекспировский Гамлет трагически ощущал порвавшуюся связь времен. Герой Кафки восстает против всякой связи, даже против связности в изложении мысли: мир принципиально хаотичен, время и пространство разорваны.

Одинокий Гракх настолько отрешен от мира, что отпадают противоречия между Я и действительностью, между жизнью и смертью.

Немецкий искусствовед С. Эйнштейн перечислял особенности художественной концепции экспрессионизма: отказ от всего индивидуального, личностного; стремление к унифицированным, "стандартизованным" социальным структурам (Einstein. 1926. S. 116).