Введение коэффициента левериджа

Базель-3 вводит устойчивый (безрисковый) коэффициент левериджа, чтобы он служил подкреплением требования к капиталу с учетом рисков. Использование этой дополнительной меры поможет сдерживать накопление чрезмерных "напряженностей" в системе. Это также будет служить в качестве дополнительной защиты от попыток "игры" на требованиях к риску и поможет исследовать возможный риск.

Ликвидность: внедрение мировых стандартов. Строгие требования к капиталу необходимы для стабильности банковского сектора, но они не являлись достаточными ранее. Именно поэтому прочная основа ликвидности, усиленная за счет надежного контроля стандартов, имеет очень большое значение. Базель-3 вводит два согласованных на международном уровне контрольных стандарта — коэффициент покрытия ликвидности (LCR) и конечный стабильный коэффициент финансирования (NSFR). Их цель — повышение ликвидности банков по управлению рисками и профиля риска. LCR разработан, чтобы сделать банки более устойчивыми к краткосрочным сбоям в доступе к финансированию, a NSFR исследует долгосрочные структурные несоответствия ликвидности в банковских балансах. Новая международная система ликвидности включает общий набор показателей для мониторинга, чтобы помочь руководителям в выявлении и анализе риска ликвидности, как на уровне банка, так и на уровне всей системы. Данные показатели следует рассматривать как минимальные сведения, которые руководители должны использовать в мониторинге профилей риска ликвидности[1].

Макропруденциальная система: внедрение резервного капитала

Макропруденциальный элемент системы Базель-3 — это требование, чтобы в благоприятное время банки создавали резервы, в частности резерв сохранения капитала и противоциклический резерв, который может быть использован в периоды стресса. Такой подход способствует смягчению цикличности как в банковской сфере и в целом в международной финансовой системе. Речь идет о резервах в дополнение к минимальным требованиям к капиталу. Противоциклический резерв, который будет поддерживаться на уровне 0—2,5% от обыкновенных акций или другого полностью покрывающего расходы капитала, направлен на более широкую макропруденциальную цель защиты банковского сектора в периоды избыточного совокупного кредитного роста. Такие периоды часто были связаны с накоплением общесистемных рисков. В декабре 2010 г. БКБН издал "Руководство" для национальных органов, управляющих противоциклическим резервом капитала в дополнение к требованиям, изложенным в тексте правил Базель-3. Для обеспечения контроля "Руководство" должно помочь банкам самим предусмотреть резервы в тех юрисдикциях в которых возникают кредитные риски.

Системообразующие институты. Ранее мы уже упоминали о системообразующих банках и компаниях: это очень крупные финансовые и иные банки, компании, фонды, банкротство которых, несомненно, может оказать значимое влияние на всю финансовую и экономическую систему страны и дать негативный сигнал мировой системе. Во времена кризисов с очевидностью проявляется чрезмерная взаимосвязь между системно значимыми банками, которые передают потрясения финансовой системе и экономике в целом. Для решения этой проблемы Базельский комитет и СФС разрабатывают целый комплекс мер на основе системного подхода к системно-важным финансовым институтам. Он включает комбинации избытка капитала, условный капитал и долг под залог. В рамках этого подхода Комитет разработал предложение по предварительной методологии оценки системной значимости финансовых институтов на международном уровне. Основа исследования системообразующих институтов должна была быть завершена в течение 2011 г. (но она не была представлена и в 2012 г.)•

С нашей точки зрения, в этом вопросе должен быть применен радикальный подход, а именно разделение "системных банков" на мелкие, так же как и ТНК. Такой подход, отметим, рекомендуется международными экспертами ООН под руководством Дж. Стиглица. Проблемы банков, о которых говорят, что они "слишком крупные для банкротства" или "слишком крупные для прекращения их деятельности", являются отражением неадекватного антимонопольного законодательства и (или) неэффективных санкций[2].