Эксперимент и реконструкции психологической реальности

Приведенные условия характеризуют в первую очередь естественнонаучные представления о причинности. Согласно физическому ее пониманию, одна материальная точка действует на другую в пространстве и времени. Именно этим определяется первое из условий причинного вывода.

Необходимо прояснить, в какой степени такое физикалистское понимание можно переносить на психологическую реальность. Ведь никто не станет смешивать статус психологических законов и законов, устанавливаемых для физической реальности (материального мира). Итак, важным нормативом выступает психологическое обоснование предполагаемых изменений ЗП в зависимости от НП. Только в бихевиоризме эксперимент рассматривается с точки зрения соотнесения входных и выходных переменных, а стоящие за этой связью психологические процессы опускают в метафорический "черный ящик" как не подлежащие обсуждению. В последующем необихевиоризм сделал здесь существенную поправку, используя предположения о "промежуточных переменных".

Однако именно вынесение суждений о ненаблюдаемых (базисных) процессах стало общим направлением в использовании опытных данных — как в естественных науках, так и в психологии. Экспериментальная проверка психологических гипотез в рамках исследований всех других психологических школ (кроме направления классического бихевиоризма) включает звено реконструкций психологической реальности.

Реконструкции психологической реальности — это обсуждение закономерностей применительно к психологическим процессам, явлениям и формам их регуляции, которые сами по себе не доступны наблюдению, но могут мысленно воссоздаваться по наблюдаемым, т.е. фиксируемым, показателям психологических методик.

Психологические реконструкции — это психологические объяснения, которые строятся при разных методах организации исследования и всегда включают общие представления или детально разработанные теории, позволяющие содержательно интерпретировать эмпирические закономерности. Рамки реализации определенных эмпирических методов исследования накладывают свои ограничения на возможности построения теоретических интерпретаций. Так, возможность обоснования каузального объяснения остается прерогативой экспериментального метода.

Итак, во всех других психологических школах, кроме бихевиоризма (а также оставшихся лишь в истории психологии рефлексологии и реактологии), эксперимент служит цели экспликации неявных закономерностей в мире субъективной реальности, раскрываемых путем активного вмешательства в изучаемые базисные процессы. Психологические категории и гипотетические конструкты призваны дать объяснения устанавливаемой причинно-следственной зависимости в соотнесении ее с выдвигаемыми психологическими законами.

Проблема интерпретации установленной зависимости под углом действия психологического закона, т.е. проблема психологической причинности, тесно связана с теоретическими установками и методологическими позициями авторов относительно создания психологического объяснения. В учебно-методической литературе по введению в экспериментальный метод обычно подчеркивается, что проверка каузальных гипотез — это прерогатива экспериментальных исследований.

Важным нормативом в рамках любого психологического метода является определение исследователем своей позиции в понимании предмета изучения. Это понимание включает предположения об адекватности сформулированных психологических понятий субъективной реальности. Именно потому, что психика выступает в качестве субъективной реальности, трудно говорить о психологической реальности как независимой от исследовательской позиции. Ж. Пиаже как автор одного из учебников "Экспериментальной психологии" исходит из посылки онтологической реальности психического (или онтологического статуса психического), но указывает возможности проецирования разных редукционистских объяснений на эту реальность. Отсюда можно эксплицировать познавательную установку на независимый от теоретических реконструкций "предмет" исследования, относимый к реальному субъекту (коль скоро психика рассматривается как свойство или атрибут субъекта). Взаимосвязь способов получения эмпирических данных и теоретических реконструкций в психологическом эксперименте означает при этом реализацию отношения к психологической реальности как к реальности воссоздаваемой и моделируемой (т.е. тем или иным образом представленной в экспериментальной или теоретической модели). Поэтому далее мы будем иметь в виду определение психологической реальности как представленного в тех или иных психологических понятиях предмета изучения.

В данном учебнике рассмотрена структура психологического эксперимента, проводимого в целях познания и понимания (а не только получения определенного эффекта ради него самого). Выводы из такого исследования будут зависеть как от реализованных планов и способов сбора данных (от форм контроля переменных, способов их задания, формулировок гипотез и т.д.), так и от примененных схем психологического объяснения.

Но психологические эксперименты могут проводиться не только в научных целях, они могут обслуживать решение других — практических — задач.