Эксперименты в современной журналистике

Эксперимент как один из видов игрореализации мы будем рассматривать лишь с точки зрения ролевой сущности данного вида журналистской деятельности. Что касается решения задачи получения таким образом достоверных знаний о неких предметах анализа, то эта проблема достаточно полно описана в научной литературе[1]. Поэтому, предполагая всякий раз, что действие имеет целью какой-либо конечный результат, мы, тем не менее, будем уделять внимание в большей степени технологиям его организации.

Эксперимент как метод игрореализации СМИ или отдельного автора предполагает введение в ситуацию некоего искусственного импульса, роль которого играют достаточно жесткие правила или же само действие журналиста. Этот импульс позволяет выявить значимые в данном случае параметры, а получение определенного объема знаний идет одновременно с эмоциональными реакциями и оценкой изучаемой ситуации. Причем нередко журналист – участник эксперимента и аудитория СМИ имеют возможность одновременно (в случае прямого эфира) реагировать на происходящее.

Сила искусственного импульса рассматривается чаще всего как основание для универсальной типологической схемы. В зависимости от силы импульса, как правило, выделяют:

• "чистый" эксперимент как крайний полюс экспериментирования со всеми его специфическими чертами;

• естественный эксперимент;

• псевдоэксиериментирование, или экспериментальное наблюдение.

В дополнение к данной схеме, в ходе анализа современной практики СМИ нами выявлена и такая доминанта игрореализации, как степень ролевого перевоплощения журналиста и вовлеченных им в действие людей.

Если взять последнее за основу и попытаться расположить экспериментальные приемы но мере возрастания степени ролевого перевоплощения, то выстраивается некая градация. Хотя сразу же нужно оговориться, что эта градация, как и определение их "границ", носит достаточно условный характер, поскольку сам творческий процесс поддается, как мы уже не раз отмечали, лишь условному структурированию.

Представленная нами шкала на полюсе "слабого" экспериментирования начинается с приемов, которые можно обозначить как творческую реализацию естественных состояний. Журналист лишь фиксирует происходящее (возможно, что это даже не ситуативный акт, а долговременный), находит тематический "ход" и затем оформляет как журналистское произведение. От наблюдения же этот метод отличается тем, что конечный продукт данного вида эксперимента имеет четкую ролевую обусловленность. Поясним на примере.

Серия материалов Александра Лосото, появившихся в свое время в "Новой ежедневной газете" под рубрикой "Записки врача", на наш взгляд, имела простую мотивацию: показать все несуразности и просчеты в организации нашей системы здравоохранения. Наверняка они стали результатом не многомесячных даже, а многолетних наблюдений автора. Но описание он производит, исходя из четко очерченных ролевых функций – несуразности глазами узкого профессионала, способного подметить такие детали, которые коммуникатор другого типа, несомненно, пропустил бы.

Подобного рода эксперименты нс часты в практике деятельности СМИ именно в силу трудностей, связанных с поиском кандидатов на роль "узких специалистов". Гораздо чаще можно наблюдать результаты естественных экспериментов с участием самих журналистов. Действуя в качестве непосредственного участника ситуации, журналист в то же время остается журналистом – со специфическим восприятием происходящего, с установкой на его осмысление и отражение в будущем произведении.

Можно выделить следующие приемы ролевого участия, активно используемые в журналистской практике:

• "эксперимент поневоле" (случайная ситуация);

• "эксперимент на себе" (спровоцированная ситуация);

• "журналист в роли... (клиента, покупателя, пассажира, посетителя, больного и т.д.)";

• "перемена профессии" (исполнение тех или иных профессиональных обязанностей);

• "деятельный работник" (работа строго по правилам, без скидок на обстоятельства);

• "внедрение" (сокрытие факта принадлежности к массмедиа);

• "подставная фигура" (журналист выдает себя, к примеру, за руководителя).

Приемы ролевого участия предполагают введение коммуникатором нужного – в соответствии с конкретными задачами – искусственного импульса. Но он может, в отличие от методов более "слабого" экспериментирования, усилить этот импульс своим действием, целенаправленно конструируя нужную ситуацию, втягивая в нее определенный круг интересующих его лиц.

Механизм этого конструирования весьма схож с алгоритмом ситуационноролевых, имитационных игр. Многие приемы журналистского экспериментирования – это чистой воды игрореализация субъекта творческой деятельности. К числу этих приемов можно, на наш взгляд, отнести следующие:

• "кто меня остановит?";

• "по следам";

• "комиссия";

• "положительный образец";

• "руководитель службы в роли ее клиента";

• "экспертная оценка";

• "меченые атомы";

• "симуляционный метод".

"Симуляционный метод" вплотную приближается к крайне правому полюсу "чистого" экспериментирования, поскольку здесь наиболее отчетливо и наглядно прослеживается целенаправленное конструирование нужной коммуникатору ситуации. Роль же самого сильного искусственного импульса играет постановочное действие или игра по жестким правилам.

Кстати, лишь практика последних лет дала возможность выделить и описать данный тин игрореализации, ибо он находится, что называется, "на грани фола" – еще чуть-чуть, и можно будет говорить о нарушении этических и профессиональных норм журналистской деятельности. Но, как показало наше исследование, в частности опрос экспертов, "театрализованность" в хорошем смысле этого слова значительно повышает эффективность взаимодействия с аудиторией СМИ: если реципиент видит, как коммуникатор действовал, это усиливает степень его доверия.

Продуктивно работал в этом направлении автор и режиссер своих программ Валерий Комиссаров. К примеру, в "Пресс-клубе" начала девяностых он показал сюжет о том, как за один час можно заработать 700 рублей – большие по тем временам деньги. С 1994 г. на телеканале "Останкино" систематически появлялся "канал в канале" – "Иллюзии". Суть программы автор объяснял достаточно просто. У каждого из нас есть собственные иллюзии: мечта о машине, квартире, быть любимыми и т.п. Девиз программы: если верить в материализацию своей мечты – она обязательно сбывается, хотя сама есть иллюзия. Герой передачи, бомж, озвучил такую мечту – "побывать в Париже" – и вскоре он там оказался благодаря журналисту, и этому была посвящена Вперед программа. Позднее ситуацию игрореализации В. Комиссаров распространил даже на такую интимную сферу жизни человека, как бракосочетание. Иллюзия здесь обрела форму радужной веры в идеальную любовь на основе анкетных данных. На Московском телеканале еще в 1995 г. выходила программа журналиста Евгения Дегтяренко "Игра в открытую". Ее герои проверяли себя на детекторе лжи. Сегодняшняя практика дает немало подобных и других примеров.

"Чистый" эксперимент как "высшая" степень непосредственной игро- реализации журналиста или СМИ и опосредованной игрореализации аудитории, конечно же, требует более пристального анализа психологов, социологов, теоретиков журналистики. Потому что таким образом достаточно легко завоевать внимание достаточно большой аудитории. Те, кто хотел бы быстро заработать политические дивиденды или провести массированную рекламную кампанию, способны ради этого на любые "эксперименты". Так, в программе "Царская охота" одной свердловской телекомпании призы и деньги в буквальном смысле слова валились с неба. Но для этого участникам розыгрыша нужно было на глазах у всех съесть непомерное количество пищи, преодолев брезгливость, целоваться с кем попало, прилюдно раздеваться, давиться "на скорость" бананами и т.п. и т.д. Эксперименты, в которых организаторы все чаще используют в качестве приманки человеческую жажду наживы, нередки на многих региональных и местных студиях телевидения, на радио и в периодической печати.

И не стоит их принимать как рядовые примеры непрофессионализма или дурной вкус "слепых" копировщиков программ общенационального или зарубежного телевидения. Как нам кажется, чаще всего речь должна идти о сознательном педалировании журналистами внерациональных способов достижения прагматически обусловленных результатов.