Эксперименты межотраслевою характера

Во второй половине 1980-х гг. "управлять по-старому" было невозможно и самой отраслевой системе. Ограничиваясь лишь одной организационной формой "министерство – предприятие", государство сдерживало возможности более эффективного использования имеющегося производственного потенциала. Удар такой системе управления был нанесен арендным подрядом как формой хозяйственного расчета. Встал вопрос о необходимости формирования принципиально иных организационных форм управления производственным потенциалом на основе использования экономических методов и дальнейшей демократизации управления.

Разрушить межведомственные барьеры, подорвать монополизм министерств попытались первые советские концерны – МГО (межотраслевые государственные объединения). Возникает вопрос: не был ли создан при этом новый тип монополии? И если все же был создан, то насколько он был эффективен? Ответы на эти вопросы мог дать только реальный опыт (масштабный эксперимент), но времени на него у общества уже не было из-за распада СССР.

В 1990 г. в СССР функционировали несколько МГО, в их числе – "Энергомаш", "Технохим", "Электроприбор", "Квантэмп", "Газпром". Общим у них было то, что предприятия и организации, вступившие на добровольной основе по решению своих трудовых коллективов в МГО, вышли из структур прежних министерств и сами полностью несли ответственность за организацию своей деятельности и ее результаты.

В числе первых МГО был "Технохим". Инициатор его создания – НПО "Государственный институт прикладной химии" (г. Ленинград). Первоначально (летом 1988 г.) в состав этого МГО вошли исследовательские, проектные и конструкторские институты, предприятия, вузы, техникумы, ПТУ, ремонтно-строительные подразделения (всего 16 коллективов, ранее подчиненных четырем министерствам). Согласно уставу "Технохим" не подчинялся никакому конкретному министерству: госзаказы получал от Госплана СССР и организаций, самостоятельно заключал договоры с другими предприятиями, выполнял их и осуществлял расчеты с заказчиками и государством. Совокупный доход, прежде перечислявшийся министерствам, стал более целесообразно расходоваться на разработку новинок, расширение производства, оплату труда, улучшение социально-бытовых условий членов трудового коллектива. Производственный потенциал концерна состоял из имущества на 1,5 млрд руб. и 50 тыс. человек работающих.

Другим экспериментом было создание в июле 1986 г. межотраслевых научно-технических комплексов (МНТК). Они назначались головными организациями в стране по решению приоритетных научно-технических задач и наделялись правами по межотраслевой организации научных исследований, опытно-конструкторских и технологических работ, изготовлению опытных образцов новой техники и запуску их в серийное производство, в последующем высокоэффективном использовании и совершенствовании этой техники, технологии и материалов. МНТК имели право самостоятельно определять перспективы развития техники и технологии в своей области, эффективные пути достижения в сжатые сроки практических результатов, не уступающих мировому уровню. Ими подготавливались проекты научно-технических программ по важнейшим народно-хозяйственным проблемам, а также пятилетние и годовые планы проведения соответствующих исследований, разработок и опытных работ.

Вышестоящим органом, наделенным соответствующими правами и обязанностями по отношению к учреждениям, входящим в состав комплекса, определялся ведущий (в данной отрасли производства) научно-исследовательский институт. Например, институты АН СССР являлись головными в МНТК "Биоген", "Световод", "Технологические лазеры", "Персональные ЭВМ", "Катализатор", "Надежность машин" и др.

Пионерами в создании межотраслевых научно-технологических форм интеграции науки и производства были академии наук Украины, Белоруссии, Литвы, а также Сибирское отделение АН СССР. Их опыт был использован при формировании МНТК в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР (декабрь 1985 г.).

Рассмотрим структуру таких комплексов на примере МНТК "Институт электросварки имени Е. О. Патона". В этот комплекс входили: головная организация (Институт электросварки им. Е. О. Патона АН Украинской ССР); опытное конструкторско-технологическое бюро; опытные заводы сварочного оборудования, сварочных материалов, специальной электрометаллургии; экспериментальное производство; специализированное конструкторско-технологическое бюро по металлообработке взрывом с опытным производством. В работе МНТК также участвовали Всесоюзный научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт электросварочного оборудования (г. Ленинград), НПО "Всесоюзный проектно-конструкторский институт сварочного производства" (г. Киев), Всесоюзный научно-исследовательский и конструкторский институт автогенного машиностроения (г. Москва), завод "Электрик" (г. Ленинград), Каховский завод электросварочного оборудования, Фастовский завод электротермического оборудования, Калининский завод "Центросвар", Барнаульский аппаратурно-механический завод. Все эти организации и предприятия решали одну задачу – научно- техническое и организационное обеспечение приоритетных исследований и разработок в области сварки, защитных покрытий, снецэлектрометаллургии. Кроме того, МНТК должен был обеспечивать высокую готовность научно-технических разработок к их ускоренному широкомасштабному внедрению в действующее производство, оказывать содействие отраслям народного хозяйства по внедрению своих разработок в практику. С этой целью в МНТК создавались инженерные центры, способствовавшие внедрению новых технологий на межотраслевой основе, что ослабляло негативное влияние ведомственных барьеров при реализации достижений НТП в производство.

В годы одиннадцатой и двенадцатой пятилеток одновременно с сокращением числа министерств и госкомитетов общесоюзного ранга и их реорганизацией шло образование "надминистерских органов управления" в структуре Совета министров СССР. Декларировалась цель – устранение дублирования и использование потенциала разных министерств для ускорения научно-технического прогресса. В конце 1986 г. выявились два основных типа таких надстроек, различия между ними можно проиллюстрировать на примере Госагропрома и Бюро Совета министров СССР по машиностроению.

Первый орган был создан вместо пяти функционировавших до этого министерств и имел огромный объем разнообразных функций по управлению сельскохозяйственным производством и промышленными отраслями, специализировавшимися на переработке сельскохозяйственного сырья.

Бюро по машиностроению имело гораздо меньший объем прав, в его состав не входило ни одно министерство. Годовые задания доводились до каждого министерства, координировавшегося этим Бюро, индивидуально, т.е. у министерств была возможность игнорировать рекомендации Бюро, ссылаясь на важность выполнения доведенных до них до этого Госпланом СССР заданий. И все же, несмотря на большую непредсказуемость изменения системы управления экономикой страны, здравый смысл подсказывал, что со временем созданные при Совете министров СССР бюро начнут осуществлять важнейшие плановые функции по соответствующим комплексам, поскольку Госплан намеревался переходить к более общей роли – определению главных направлений развития экономики, включая координацию связей между комплексами.