Введение

Клиническая психология — это междисциплинарная область знаний, развивающаяся на стыке психологии и медицины.

Истоки клинической психологии просматриваются в работах психиатров конца XIX в. Многие имена исследователей широко известны и сейчас (некоторые методы исследования, используемые в практике не только клинических психологов, носят их имена) — Э. Крепелин, Э. Кречмер, П. Жане, Дж. Кеттелл, Ф. Гальтон и другие ученые.

Практическое прикладное значение клинической психологии базируется на прочном фундаменте отечественных психологов-классиков — В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, Б. В. Зейгарник, А. Р. Лурия, В. Н. Мясищева и многих других.

В теоретическом плане клиническая психология представляет собой отрасль психологической науки, направленную на решение теоретических и практических задач, связанных с психопрофилактикой заболеваний, диагностикой болезней и патологией состояний, психокоррекционными формами влияния на процесс выздоровления; на решение различных экспертных вопросов, социальную и трудовую реабилитацию.

В практическом плане клиническая психология — это область профессиональной деятельности специалистов, которым необходимы знания клинической психологии в целях охраны и укрепления здоровья детей, подростков и взрослых, направленных на профилактику заболеваний, преодоление болезней, па успешную социально-психологическую адаптацию, реабилитацию. Достаточно широкая область прикладной психологии — психология клиническая — имеет дело с диагностикой отклонений в интеллектуальном и личностном развитии, коррекцией дезадаптации и делинквентных форм поведения детей и подростков, психопрофилактикой, психотерапией и социально-психологической реабилитацией лиц (не только детского и подросткового возраста) с проявлениями психических и пограничных расстройств.

В совокупности с другими дисциплинами базовой части профессионального цикла ФГОС ВПО дисциплина "Клиническая психология" обеспечивает инструментарий формирования профессиональных компетенций бакалавра психологии.

При изучении дисциплины "Клиническая психология" бакалавр должен обладать следующими компетенциями:

знать

• основные понятия, категории и методы клинической психологии;

• специфику применения знаний клинической психологии в различных учреждениях;

• понятия "норма", "патология", "здоровье", "болезнь", "инвалид" и "инвалидность";

• внутреннюю картину болезни в контексте развития личности;

• основные понятия нейропсихологии и патопсихологии;

уметь

• применять полученные теоретические знания при работе в воспитательных и образовательных учреждениях;

• анализировать внутреннюю картину болезни как характеристику субъективной стороны заболевания;

• анализировать возрастные особенности внутренней картины болезни;

• планировать и осуществлять психодиагностическое обследование больного клиническим психологом;

владеть

• понятийным аппаратом в области клинической психологии, нейропсихологии и патопсихологии;

• основными методами и методиками психодиагностики.

Изучение дисциплины "Клиническая психология" основывается на сумме знаний, полученных студентами в ходе освоения целого ряда психологических дисциплин.

Лекция I. ВВЕДЕНИЕ В КЛИНИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ

Лекция 1. Клиническая психология как отрасль психологической науки

Понятие и предмет клинической психологии

Клиническая психология (греч.врачевание,постель, ложе) — область медицинской психологии, изучающая психические факторы происхождения и течения болезней, влияния болезней на личность, психологические аспекты целебных воздействий.

Цель и задачи клинической психологии определяются потребностями психиатрической, неврологической, соматической клиники.

В центре внимания клинической психологии (предмета) находится человек с душевными "болями" и проблемами, с трудностями адаптации и самореализации, связанными с состоянием его здоровья. Эти связи имеют двусторонний характер. Во-первых, особенности психики обусловливают трудности адаптации человека, приводящие к риску возникновения болезненных состояний (психосоматика, психические расстройства). Во-вторых, болезни и их последствия могут влиять на изменения психического склада человека, что ведет к дезадаптации.

По мнению ведущих специалистов кафедры клинической психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, клиническая психология представляет собой область психологической науки, изучающую частные и общие закономерности изменений и восстановления психической деятельности при разных патологических состояниях и аномалиях развития, а также закономерности влияния психических факторов на укрепление здоровья и преодоление болезней, на успешную реабилитацию, социально-трудовую адаптацию.

В практическом плане клиническая психология представляет собой область профессиональной деятельности психологов в целях охраны и укрепления здоровья населения, направленную на профилактику заболевания, преодоление болезней, на успешную социально-трудовую адаптацию, реабилитацию. Существует подход, предполагающий отождествление клинической и медицинской психологии (Б. М. Карвасарский, В. М. Бехтерев, В. II. Мясищев, А. Р. Лурия, Е. Д. Хомская и другие исследователи).

Медицинской психологией называют отрасль психологической науки, направленную на решение теоретических и практических задач, связанных с психопрофилактикой заболеваний, диагностикой болезней и патологией состояний, психокоррекционными формами влияния па процесс выздоравливания; на решение различных экспертных вопросов, социальную и трудовую реабилитацию. Она изучает влияние психологических факторов на возникновение, течение и процесс выздоровления людей.

Другое значение клинической психологии — термин, близкий по значению термину медицинской психологии (сформировался в западной психологии) — психологическая психиатрия. Он означает достаточно широкую область прикладной психологии, имеющую дело с диагностикой отклонений в интеллектуальном и личностном развитии, коррекцией дезадаптации и делинквентных форм поведения детей и подростков, психопрофилактикой, психотерапией и социальной реабилитацией пациентов с психическими и пограничными расстройствами.

Клиническая психология — это особый подход, метод в широком смысле, позволяющий изучать не болезнь, а больного человека, и не столько классифицировать и диагностировать, сколько понимать и помогать. Метод объединяет различные знания о человеке, общепсихологические закономерности, выводимые в клинической психологии "методом прецедента", т.е. путем клинического наблюдения, изучения или психотерапевтического анализа случая. Это позволяет сформировать целостное представление об уникальных и устойчивых паттернах переживания и осознания человеком наиболее значимых аспектов его субъективной жизненной истории.

В рамках клинической психологии психодиагностика и психологическая помощь направлены на выявление не столько дефицитарных, сколько сохранных аспектов личности больного, на развитие способности к духовному росту, порождению новых творческих способов совпадения с болезненными состояниями и критическими жизненными ситуациями.

Клинический подход в широком смысле слова позволяет решать проблемы диагностики и психологической помощи взрослым, детям в сфере воспитания и образования, иметь дело с трудовой и социальной реабилитацией пожилых людей, инвалидов, других нуждающихся, создавать специальные программы работы с жертвами насилия и посттравматического стресса.