Экспедиторы и их роль на рынке транспортных услуг

Считается, что деятельность транспортных экспедиторов обособилась как самостоятельный бизнес в XVII—XVIII вв., когда мореплавание и морская торговля перестали быть единым промыслом, а купцы перестали лично сопровождать свои товары до пункта их реализации. Для развития торгового оборота понадобились посредники, которые бы обеспечивали сдачу и приемку грузов, оформление транспортных документов, прохождение таможенных и иных формальностей, связанных с международными торговыми операциями1.

Развитие наземного транспорта и совершенствование законодательства постоянно расширяли сферу посреднической деятельности в сфере транспорта. В XIX в. в договоры купли-продажи стали включаться обязательства, касающиеся организации доставки товаров. В торговле все шире использовалась товарораспорядительная функция транспортного документа — коносамента. Рост международной торговли породил потребность в заключении последовательных договоров перевозки с несколькими перевозчиками разных видов транспорта. Развитие потребительских рынков и рост малого и среднего бизнеса сделали востребованными услуги консолидации мелких партий груза и доставки товаров "до двери" получателя. Отправителям и получателям грузов становилось все труднее обеспечивать весь этот набор функций собственными силами.

В этих условиях посреднический бизнес на рынке транспортных услуг получил развитие и правовое признание. В немецком законодательстве появился термин Spediteur, в законодательстве Великобритании и США — понятия fotwarding agent и freight forwarder.

Экспедиторы начали специализироваться по видам транспорта (морские, железнодорожные, авиационные экспедиторы) и предоставляемым услугам (консолидация мелких партий, организация смешанных перевозок, организация подвоза-развоза в зоне транспортных терминалов и т.д.). Организация международной транспортировки с участием перевозчиков различных видов транспорта, терминальных и складских операторов, поставщиков дополнительных услуг стала сложной профессиональной деятельностью. Ее осуществление требовало знания транспортного и торгового законодательства, особенностей технологии и экономики различных видов транспорта, владения ценовой конъюнктурой рынка транспортных услуг.

Весьма распространенным является определение экспедитора как "архитектора перевозки", который создаст в интересах клиента наилучшую схему доставки груза и обеспечивает ее практическую реализацию. Вот как определяется ст. 801 ГК РФ "Договор транспортной экспедиции" "классический" набор услуг экспедитора:

"Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором".

В 1970—1980-е гг. традиционная концепция транспортного экспедирования претерпела существенные изменения, что было обусловлено тремя тенденциями:

- во-первых, экспедиторы стали все чаще принимать на себя ответственность за перевозку. Перед отправителем экспедитор выступал как перевозчик по договору, а перед транспортными операторами — как грузоотправитель. Этому способствовали как либерализация транспортного законодательства, так и развитие концепции мультимодальных перевозок (см. параграф 10.1). Центральной фигурой этой концепции является оператор мультимодальной перевозки — лицо, принимающее на себя ответственность за всю перевозку несколькими видами транспорта, кто бы ни выполнял ее фактически. Таким образом, экспедиторы стали предоставлять от своего имени перевозочные услуги, перестав быть исключительно посредниками;

- во-вторых, экспедиторы все чаще становились владельцами транспортных средств, контейнерных парков, терминалов и складов, выполняя определенные объемы транспортных и сопутствующих услуг собственными силами без привлечения субконтрактеров. Тем самым деятельность экспедиторов, которые традиционно работали, в основном, с информацией и документами, организуя транспортный процесс, стала также и сферой использования активов транспорта (asset-based business). Это повысило рыночную независимость экспедиторов и превратило многих из них в прямых конкурентов компаний-перевозчиков;

— в-третьих, спектр услуг экспедиторов, и без того достаточно широкий, вышел за пределы обеспечения операций с грузами и стал включать в себя логистические услуги, связанные с управлением товародвижением в цепях поставок. Многие экспедиторские компании превратились в логистических провайдеров широкого профиля.

Международная федерация экспедиторских ассоциаций FIATA и Европейская ассоциация провайдеров экспедиторских, транспортных, логистических и таможенных услуг CLECAТ совместно выработали в 2004 г. следующее описание понятия "Экспедиторские и логистические услуги", отражающее указанные тенденции:

"Экспедиторские и логистические услуги" означают любые услуги, относящиеся к перевозке (одним или несколькими видами транспорта), консолидации, хранению, переработке, упаковке и распределению товаров, а также связанные с вышеуказанным вспомогательные и консультативные услуги, включая, в частности, услуги, касающиеся таможенных и налоговых вопросов, декларирования товаров, обеспечения страхования товаров, а также обеспечения или выполнения платежных и документарных операций, относящихся к товарам. Экспедиторские услуги включают в себя также логистические услуги, основанные на современных информационно-коммуникационных технологиях, связанные с перевозкой, переработкой или хранением товаров, фактически — с управлением всей цепью поставок. Эти услуги могут адаптироваться для обеспечения гибкости их применения".

В настоящее время на рынке транспортных и логистических услуг функционирует огромное количество предприятий различного масштаба и специализации, относящихся к сфере транспортно-экспедиторской деятельности. Степень их важности для этого рынка невозможно переоценить. По оценкам FIATA, около 80% объемов мирового грузооборота осуществляется при участии транспортно-экспедиторских компаний. Транспортно-экспедиторская деятельность связывает продавцов и покупателей, действующих в глобальных цепях поставок, с перевозчиками, операторами транспортной инфраструктуры, а также с государственными органами, контролирующими торговлю и транспорт.

Перевозчики различных видов транспорта заинтересованы в услугах экспедиторов не меньше, чем грузовладельцы. Их попытки развития своего основного бизнеса за счет самостоятельного выхода в сегмент экспедиторских услуг, чаще всего, заканчиваются неудачно из-за высокой профессиональной сложности и конкурентной насыщенности этого сегмента. Поэтому большинство современных транспортных операторов стремится к установлению партнерских отношений с экспедиторами, которые действуют не только как их агенты, но и как отправители грузов, перевозимых в интермодальном сообщении, и сборных грузов. Наиболее крупные перевозчики идут по пути покупки успешно действующих экспедиторских компаний с целью формирования многопрофильных транспортных структур. Примером такой сделки является приобретение в 2003 г. немецкой железнодорожной компанией Deutche Bahn экспедиторской фирмы Schenker.

Вместе с тем положение экспедиторов выглядит иногда двойственным, поскольку для компаний-перевозчиков они могут быть одновременно и партнерами, и конкурентами. Эта двойственность усиливается по мере того, как все большее число экспедиторов обзаводится собственным подвижным составом и терминалами и начинает принимать на себя ответственность по договору перевозки, что в глазах клиентуры часто делает их вообще неотличимыми от традиционных перевозчиков.

В силу изменчивости рынка, различий в законодательстве и практике различных стран и постепенной ликвидации правовых границ между различными сегментами экспедиторской деятельности трудно предложить полную и непротиворечивую классификацию современных экспедиторов. С достаточной степенью условности можно выделить следующие их типы:

- "традиционные" экспедиторы-посредники. Обычно это небольшие фирмы, не имеющие реальных активов, которые занимаются организацией перевозок в достаточно ограниченном по набору услуг и направлениям перевозок сегменте. Экономическая основа их деятельности — комиссионное вознаграждение и оплата дополнительных информационных и консультационных услуг;

- консолидаторы. Основная сфера их деятельности — сбор и подгруппировка мелкопартионных грузов до размеров помашинных (повагонных, контейнерных) партий для перевозчиков всех видов транспорта. Они занимаются также развозом получателям грузов, доставленных в вагонах или контейнерах. Консолидаторы могут быть операторами терминалов и автомобильного парка, в ряде случаев они принимают на себя ответственность за груз как местные перевозчики и складские операторы;

— сухопутные экспедиторы. Это компании, которые занимаются, прежде всего, консолидацией мелкопартионных грузов и организуют их доставку, пользуясь услугами автомобильного и железнодорожного транспорта. Часто они владеют транспортными терминалами и складами для временного хранения грузов, выполняя подвоз-развоз собственными силами или пользуясь услугами консолидаторов. Сухопутные экспедиторы обычно выдают от своего имени перевозочные документы и публикуют тарифы, являясь договорными перевозчиками. Экономическая основа их деятельности — разница между "оптовыми" тарифами перевозчиков повагонных или помашинных партий груза и собственными "розничными" мелкопартионными тарифами. Сухопутные экспедиторы конкурируют с автомобильными перевозчиками мелкопартионных грузов. Они могут создавать объединения для расширения регионального охвата (см. врезку 6.2);

— операторы экспресс-доставки. Их принципиальные отличия от операторов, организующих доставку мелких партий грузов, заключаются в следующем:

а) масса и размеры отправлений ограничены традиционным форматом почтовой посылки, что позволяет обеспечивать их обработку и доставку без применения грузоподъемного оборудования;

б) экономическая основа деятельности — плата за скорость и пунктуальность доставки, которая изменяется в зависимости от класса услуги. Поэтому экспресс-операторы могут организовать доставку как обычным образом через систему терминалов, так и через курьера, который летит в пункт назначения пассажирским самолетом. К сегменту экспресс-доставки относится относительно небольшое число глобально действующих компаний и многочисленные операторы, которые действуют на национальном или местном уровне. Экспресс-операторы, как и сухопутные экспедиторы, объединяют свои сервисы и широко используют услуги экспедиторов других типов и перевозчиков различных видов транспорта;

— морские экспедиторы. Основной их задачей является подготовка грузов и документов для морских перевозок. Морские экспедиторы обеспечивают накопление достаточно крупных партий контейнеров для морской перевозки, а в ряде случаев — консолидацию мелкопартионных грузов от отдельных отправителей в сборные контейнеры. Они организуют подвоз и развоз в районе порта, временное хранение грузов, таможенное оформление и подготовку документации. Морские экспедиторы могут также предоставлять услуги по перевалке грузов между контейнерами и подвижным составом наземного транспорта, а также между морскими контейнерами и континентальными.

Разновидностью морских экспедиторов являются так называемые NVOCC (Non Vessel-Operating Common Cartier — не эксплуатирующий суда перевозчик общего пользования). Такой статус предусмотрен законодательством ряда стран для оператора, который, не будучи фактическим перевозчиком, занимается комплектацией грузов и оформлением документов для морского перевозчика, действуя при этом как классический экспедитор. Не владея судами, NVOCC пользуется зарезервированными объемами тоннажа на судах морских перевозчиков. Вместе с тем он публикует собственные тарифы и выдаст от своего имени коносамент, выступая, таким образом, на рынке как договорный перевозчик.

- авиаэкспедиторы. Авиэкспедиторы обеспечивают организацию грузовых авиаперевозок и могут действовать либо как консолидаторы авиагрузов, которые публикуют собственные тарифы и выдают накладные, либо как агенты авиакомпаний. Некоторые экспедиторы совмещают две эти функции. Многие авиаэкспедиторы изначально занимались организацией интермодальных перевозок, при этом их основной задачей была консолидация партий отдельных отправителей для того, чтобы пользоваться объемными скидками авиаперевозчиков. Особую важность в работе авиаэкспедиторов имеет обеспечение необходимой скорости доставки груза па наземном участке маршрута, поскольку без выполнения этого условия в значительной мере теряется смысл использования авиаперевозки вообще. Для эффективной работы на рынке фирма-авиаэкспедитор должна иметь в своем штате аккредитованных агентов IATA (см. п. 9.5.2).

Сухопутные, морские и авиаэкспедиторы часто выступают в роли оператора мультимодальной перевозки. В этом случае наряду с такими услугами, как подвоз-развоз, подгруппировка, временное хранение, паллетизация и контейнеризация грузов, они также формируют конкурентоспособные сквозные тарифы перевозки, выпускают от своего имени перевозочные документы для мультимодальной перевозки, организуют ее выполнение средствами различных видов транспорта под собственной ответственностью и выполняют другие функции, необходимые для осуществления мультимодальных перевозок.

Врезка 6.2. Объединение Eurodis

Eurodis (сокращение от European distribution network Европейская распределительная сеть) представляет собой созданное в 2008 г. партнерское объединение европейских экспедиторов и логистических провайдеров. Членами объединения являются как крупные логистические операторы с разветвленной терминальной сетью (Trans-0-Flex, UK Mail Group, Osterreichische Post), так и небольшие экспедиторские компании.

Основная идея Eurodis — интеграция сетей всех членов объединения и реализация единых стандартов качества обслуживания. Базовая технология — комбиннрованные перевозки. К перевозке принимаются грузы на поддонах или посылочные отправления.

Сеть Eurodis охватывает 34 европейские страны. Принимая к перевозке груз, адресованный получателю в зоне действия объединения, экспедитор — член Eurodis гарантирует соблюдение установленных для каждого направления сроков доставки и качества сервиса. Единые стандарты качества вырабатываются центральным офисом объединения. Оперативный контроль обеспечивается с помощью специально разработана -системы.

На рисунке в качестве примера показаны гарантированные сроки доставки отправки (в сутках "от двери до двери") от отправителя в Германии получателям па территории других стран, где действует Eurodis. Эти сроки могут быть при необходимости сокращены. В этом случае для клиента разрабатывается индивидуальный вариант обслуживания (tailor-made service).

Набор дополнительных услуг Eurodis включает сбор платы за товар при доставке (cash on delivery), точное планирование времени приема отправки у клиента и доставки получателю, работу с широким диапазоном опасных грузов, отслеживание продвижения отправок.

Суммарный оборот членов объединения составляет 2,3 млрд евро. Ежегодно перевозится более 140 млн отправок. Основными клиентами являются предприятия автомобильной и текстильной промышленности, а также производители потребительской электроники и товаров для дома.