Лекция 2. ЭКОНОМИЯ В ХРИСТИАНСКОМ СИНКРЕТИЧЕСКОМ ЗНАНИИ

В результате изучения материала главы студент будет:

знать

• социально-экономические предпосылки становления канонического учения

и возникновения Реформации;

• основных представителей экономической мысли Средневековья;

• особенности экономических воззрений мыслителей Средневековья, в том числе канонистов;

уметь

• пользоваться понятийным аппаратом учения канонистов, Фомы Аквинского;

• оценивать вклад канонистов в целом и Фомы Аквинского в частности в развитии экономической мысли;

владеть

способностью идентификации идей канонистов при анализе основных экономических категорий;

• навыками поиска информации, характеризующей экономическое мышление эпохи Средневековья и необходимой для расширения кругозора.

Социальные условия развития христианской экономической мысли

Исторический экскурс

Средние века – это период социального развития, пришедший на смену древности, который характеризуется как феодализм. Начало Средневековья (V в.) связано с перемещением племен германцев и славян на запад. На развалинах бывшей Западной Римской империи началось становление новых национальных государств, завершившееся в целом к IX–XI вв.

В условиях феодального общества основой производственных отношений является крупная земельная собственность (феод), играющая роль основного средства производства, и неполная собственность на работника-крестьянина, закрепленного за землей, которого феодал уже нс мог убить, но которого можно было продать (купить).

Феодал был сеньором, господином земли и неполным собственником крепостного. Феодальная собственность реализовывалась посредством того, что владелец средств производства заставлял крестьянина либо непосредственно работать на него (барщина), либо платить ему оброк.

У феодала по отношению к подвластному ему населению были некоторые обязанности, в частности, он должен был защищать его от нападения извне. В лице феодала экономическая и политическая власть были слиты воедино. Как собственник всей территории, он получал ренту, но он же был и суверенным носителем верховной политической власти в пределах данного феода. Все функции власти, включая правосудие, концентрировались в его руках. Он был самодержавным политическим властелином.

Наряду с этим каждый феодал был подчинен другому вышестоящему властелину, а последний еще более высокому по рангу правителю. Постепенно складывалась вертикаль сложной, разветвленной иерархии. Внизу – мелкие земледельцы, которые закреплялись за землей (становление крепостного права). Выше располагалась целая иерархическая лестница: низшее дворянство, рыцарство, бароны, графы, князья и, наконец, король.

Идеология Средневековья была адекватна экономике и политике феодального общества. Экономические воззрения этого времени еще не являлись самостоятельной областью знаний и традиционно аккумулировались в философии[1]. Важнейшей особенностью последней выступал теоцентрический характер. Философия Средневековья служила для рационального обоснования теологии, т.е. играла роль "служанки богословия". В силу этого западноевропейская философия эпохи Средневековья получила название "схоластика".

Превращение христианства в господствующую религию оказало влияние на церковную жизнь. Церковь преобразилась, превратившись в феодальную организацию. Постепенно она захватывает огромные земельные территории, достигающие в отдельных странах около трети всей годной к обработке земли. На церковных землях складывается такой же феодальный порядок, как и на землях светских синьоров.

Получается своеобразное двоевластие: с одной стороны, светская власть во главе с наивысшим синьором, феодальным собственником всей земли – королем, с другой – духовная власть во главе с римским папой.

Между светской и духовной властью происходила непрерывная борьба за верховенство и дележ прибавочного продукта в виде ренты. Духовенство хотело подчинить себе светскую власть и даже создало в V в. так называемую "теорию двух мечей". Согласно ей, Бог вручил апостолу Петру два меча, духовный и светский. Однако значимость их была отнюдь неодинакова. Главным мечом предполагался меч духовный. Светский меч должен был ему подчиняться. Отсюда следовал вывод: светская власть должна целиком подчиняться власти духовной. Так, в IX в. был составлен целый сборник подложных документов, исходящих якобы от первых апостолов и отцов церкви, утверждающих церковную иерархию с римским папой во главе, а также власть последнего над королями ("Лжеисидоровы декреталии").

В этих условиях почти единственными центрами культуры были христианские монастыри. В то время подавляющее большинство "ученых" было монахами. Монастырские библиотеки хранили античные тексты, которые переписывались и переводились на латинский язык. Он в то время был международным языком науки. Благодаря сохранившимся в монастырях древнегреческим текстам, а также Крестовым походам, начавшимся в конце XI в., европейцы близко познакомились с античной философией. В XII в. в Европе появились первые университеты, которые в дальнейшем станут центрами развития философской и научной мысли.

Особую популярность имели сочинения Аристотеля. Перипатетизм (аристотелизм) становится ведущим направлением европейской мысли Средневековья. Причем наибольшее распространение получила силлогистика (аристотелевская логика) в качестве метода познания. Она представляла систему строгого дедуктивного вывода и стала основой рационального мышления, которое стремились поставить на службу католической религии. Использование правильных силлогизмов[2] гарантирует получение истинного заключения при условии истинности посылок. Поскольку каждое положение Священного Писания признавалось абсолютной истиной, то применение его в качестве посылки в определенном силлогизме делало возможным получение "новых истин" в виде логических следствий и интерпретаций, имеющих формальный характер и не выходящих за пределы вечной истины. Такой синтез теологических откровений и рационально-логического доказательства составили суть схоластического метода и определяли его дух. Это послужило причиной для признания схоластики последующими поколениями мыслителей бесплодным средством для получения "истинно нового знания". Они критиковали ее авторитарность и догматизм.

Таким образом, непререкаемыми авторитетами для средневековой философии, включая экономическую мысль, были канонические (священные) книги, их интерпретации общепризнанными духовными авторитетами и учение Аристотеля в толковании схоластов. Именно поэтому средневековое "научное" мышление всю задачу познания сводило к правильному комментированию Священного Писания и объяснению всех жизненных явлений в соответствии с его началами.