Введение

В начале 90-х гг. XX в. в нашей стране произошла смена общественно-экономической формации. Последующий процесс перераспределения материальных благ привел к тому, что государство не смогло выполнять свои прежние функции в полном объеме, в результате чего серьезно пострадала социальная сфера. Крупномасштабные нарушения привели к снижению уровня жизни населения, дискриминации по национальным, религиозным и другим признакам, увеличению потока вынужденных переселенцев, росту безработицы, преступности, детской беспризорности и прочим негативным социальным явлениям. Переход России к новым экономическим отношениям привел к тому, что десятки миллионов людей оказались в сложных социальных условиях: одни находятся за чертой бедности, другие потеряли работу, третьи стали вынужденными переселенцами.

В новых социально-экономических условиях государственная власть находится в поиске альтернативных способов решения сложившихся социальных проблем. В связи с этим весьма актуальным представляется обращение к богатейшему историческому опыту благотворительности и общественного призрения.

Актуальным представляется вопрос о необходимости совершенствования интернационального образования и воспитания молодежи, особенно в связи с участившимися на территории России фактами межэтнических конфликтов разной степени глубины.

Становление российской государственности происходило в постоянном взаимовлиянии межнациональных традиций у мигрантов и переселенцев, в том числе вынужденных. В советский период истории была поставлена задача воспитать единую общность – советский народ. В этом контексте история преподавалась с точки зрения доминирующей в СССР нации – русской. И это было в определенной степени оправданно. Тем более что менее многочисленные нации и народности получили и свою автономию, и возможность развивать собственную культуру в рамках своего региона.

Сегодня ситуация коренным образом изменилась. Нередко в аудитории не наберется и пяти русских студентов. Национальный состав обучающихся весьма разнообразен. В одной учебной группе могут быть башкиры, татары, калмыки, буряты, тувинцы, представители Казахстана, Молдовы, Украины, Белоруссии. Констатируется большой процент студентов из Кавказских республик.

Знания по отечественной истории, трактовки многих исторических событий, особенно связанных с депортацией народов, присоединением их к России, могут кардинальным образом отличаться у представителей разных регионов. Это создает дополнительные трудности в преподавании курса истории социальной работы и ряда других специальных дисциплин.

На наш взгляд, существенной ошибкой является преподавание сегодня исторических предметов только в контексте единой общности, где россияне воспринимаются в первую очередь как русские, а не как часть всех народов, населяющих Россию.

Нам представляется в разрешении этой проблемы наиболее перспективным использование феноменологического подхода в исследовании культуры через постижение изучения повседневности. В данном случае в ретроспективу анализа попадают локальные микроистории социальной жизни многочисленных народов России, традиции их национальной помощи, идеологии социальной политики, жизненный опыт людей.

Отметим, что интерес к микроуровню анализа, к единичному случаю как объекту исследования в социальной науке возник первоначально в Англии, Франции, Италии, США, чуть позже – в Германии и России. В России он связан с такими именами, как Ю. Бессмертный, Н. Козлова[1].

Предложенный ими подход позволяет акцентировать внимание на традициях национальной помощи народов России (в архаический период их развития), поскольку наиболее важным предметом воспитания и образования является сейчас и социальный контекст, а не только структура системы социальной помощи. Поскольку социальные отношения не могут быть объяснены с помощью универсальных категорий, в фокус исследования попадают проблемы молодежи, детей, семьи, быта, народной культуры и т.д. Это особенно актуально для периода конца XX в., когда стали активно приветствоваться плюрализация социальных практик, жизненных стилей и культур.

Реконструировать и сохранить память о событиях, связанных с возникновением и развитием многообразных видов социальной помощи, характерных для представителей всех национальностей в разные исторические периоды их жизнедеятельности, возможно не только через детальное изучение официальных документальных источников и государственных архивов, но и с помощью персональных архивов, через интерпретацию автобиографических повествований получателей благотворительной помощи и добровольцев, принимавших участие в ее организации.

Развитие социальной помощи в России имеет долгую многовековую традицию. Логика становления отечественной государственности привела к тому, что одну из центральных ролей в общественном призрении играла Русская православная церковь. Всечеловеческая, христианская идея любви к ближнему призывала национальное самосознание россиян к милосердию и благотворению. Именно оно являлось решающим фактором для социальной деятельности не только представителей имущих сословий, но и всех граждан Российской империи, включая беднейших крестьян. К сожалению, ввиду дискретности развития отечественной социальной работы эти факты достаточно долго замалчивались. Однако по мере возрождения в конце XX – начале XXI в. отечественной благотворительности в связи с развитием в России нового вида социальной деятельности - социальной работы – становится очевидной необходимость изучения и практического богатейшего отечественного и зарубежного опыта организации разносторонней социальной помощи нуждающимся.

Исторический опыт нашей страны богат вдохновляющими примерами милосердия, сострадания и человеколюбия. Деятельность подвижников в этой области была связана со строительством, учреждением и ОГЛАВЛЕНИЕм больниц, приютов, училищ, школ, общин, бесплатных библиотек, музеев, храмов или же с накоплением художественных сокровищ, отечественных и иностранных, которые они отдавали в распоряжение всего общества. В основе всей современной социальной работы лежит благотворительность, развитие которой в дореволюционный период развития нашей страны во многом зависело от членов российского императорского дома, 400-летие правления которого было отмечено в 2013 г. Это утверждение – одна из базовых составляющих нового учебника.

Надо отметить, что длительное время в России формировался евроноцентричный образ мышления, благодаря чему налицо трудность восприятия и понимания восточной культуры (в части правил и норм организации социальной помощи и поддержки). Однако сегодня можно отметить положительные тенденции в изучении национальных форм помощи и поддержки, включая высшую школу.

Во многих вузах, в том числе московских, и особенно в РГСУ, на факультете социальной работы, педагогики и ювенологии, широко используется в практике организация научно-практических студенческих конференций, в рамках которых представители всех национальностей получают возможность рассказать о своих традициях и героях.

При подготовке к семинарским занятиям, проведении самостоятельных исследований в рамках деятельности научных кружков студенты широко используют принятые в своих национальных сообществах культурные артефакты – сырые исторические материалы и вторичные, уже обработанные. Анализируя контекст, в котором были сняты образы, написаны тексты, рассказаны истории, можно более глубоко понять различные идеологии и конкретные социальные практики. Идеология, культура и политика – те контекстуальные факторы понимания социальных проблем и практик социальной работы, которые необходимо, на наш взгляд, истолковывать в рамках этнических, сельских/региональных и иных вариациях понимания социальной справедливости, которые производятся социальными группами с совершенно разным социальным опытом[2].

Следует отметить возможности использования Москвы как города, в котором собраны культурные артефакты всех представителей нашего многонационального отечества. Рекомендуется студентам в обязательном порядке посетить (хотя бы и в виртуальном режиме) Государственный музей искусства народов Востока, Государственный исторический музей, Музей им. Н. К. Рериха, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного творчества, Государственный музей обороны Москвы, Центральный музей Великой Отечественной войны и многие другие.

В экспозициях многих музеев прослеживается взаимовлияние культур народов России, общность нравственных постулатов и этических императивов, формируется осознание нашего единства и силы в единении и уважении друг друга, а главное – понимание того, что будущее России – в равенстве разных народов. Это еще одна базовая составляющая учебника.

Учебник "История социальной работы" представляет собой новое поколение учебной литературы, обеспечивающей многоуровневую подготовку кадров но направлению "Социальная работа" на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО).

Разработанная автором учебника примерная образовательная программа по курсу "История социальной работы" ориентирована не только на обучение, но и на воспитание кадров для учреждений социальной сферы России, обладающих высокой общей и профессиональной культурой, патриотизмом и ответственностью. Она и легла в основу настоящего учебника.

Целью дисциплины "История социальной работы" является получение студентами необходимых знаний в области становления социальной помощи в России и за рубежом, формирование системных представлений у студентов об эволюционном пути развития основных исторических форм, моделей, институтов помощи и поддержки в мировой цивилизации, а также обучение навыкам культурного диалога, толерантности; развитие самостоятельности мышления с учетом получения нового знания в области социального и культурного взаимодействия.

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать

• основные исторические парадигмы, модели и теоретические направления социальной работы, исторические факты, даты, события, этапы развития практики социальной работы в истории человечества в их хронологии;

уметь

• использовать полученные знания в научной и практической деятельности в области социальной работы;

владеть

• навыками исследовательской деятельности, быть готовым к практической работе.