Экономика Германии после Второй мировой войны

Послевоенное состояние экономики Германии было крайне тяжелым. В 1946 г. промышленное производство составляло 1 /3 от довоенного уровня, производство стали сократилось в 7 раз, добыча угля упала более чем в два раза, на десятилетия назад было отброшено сельское хозяйство, большая часть промышленных предприятий была разрушена. Германия лишилась 25% своей территории, каждый второй немец не имел работы. Высокая инфляция, карточная система, разорение мелких предпринимателей, спекуляция катастрофически сказались на жизненном уровне населения. Товарный дефицит, низкая покупательная способность марки привели к натурализации товарного обмена не только в сфере потребления, но и сфере производства.

Большое значение для восстановления экономики Германии имела активная поддержка США в соответствии с планом Маршалла. Германии было предоставлено в общей сложности 3,12 млрд долл. Помощь поступала в виде поставок товаров, а денежные средства от их реализации, предназначенные для развития экономики, поступали в специальные фонды и банки.

Вместе с тем огромную роль в восстановлении экономики Германии и дальнейшем экономическом развитии, обеспечившим "немецкое чудо", играла экономическая политика Л. Эрхарда.

В период подготовки к войне и во время ее ведения экономика страны функционировала в условиях жесткого административного управления. Фактически была ликвидирована экономическая свобода рыночного механизма. Во времена нацистской диктатуры происходило подавление конкуренции и предпринимательской активности. Были отменены все политические свободы и социальные гарантии.

В связи с этим основным направлением реформ Л. Эрхарда был возврат к рыночным принципам экономического развития и, в первую очередь, к свободе частного предпринимательства и конкуренции. Идеологической основой реформ было представление Л. Эрхарда о социальном рыночном хозяйстве, сочетающем, с одной стороны, свободу предпринимательства, потребления, выбора видов деятельности, профессии, рабочего места, а с другой - активную экономическую роль государства. Экономические реформы Л. Эрхарда были направлены на развитие экономической свободы, снятие механизмов монопольного влияния на рынок, раскрытие предпринимательского потенциала населения.

Новый экономический порядок должен был гармонично сочетать рыночную свободу, государственное регулирование, индивидуализм, социальную ответственность с целью достижения благосостояния для всех. Роль государства сводилась к определению приоритетов развития, надзору и регулированию, созданию максимально благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата.

Решающим условием и фактором общественного развития Л. Эрхард считал человека. Он писал, что представляющийся ему идеал покоится на том, чтобы человек мог сказать: "У меня достаточно сил, чтобы постоять за себя, я хочу сам нести риск в жизнь, хочу быть ответственным за свою собственную судьбу. Ты, государство, не заботься о моих делах, но предоставь мне столько свободы и оставь мне от результата моей работы столько, чтобы я мог сам и по собственному усмотрению обеспечить себе существование, мою судьбу и судьбу моей семьи". Таким образом, важнейшей задачей государства было не максимизация государственной социальной помощи и распределение социальных благ, а создание условий для развития рыночной экономики и эффективной занятости населения.

Л. Эрхард считал, что в основе экономического возрождения Германии должны лежать свободная частная инициатива и конкуренция в сочетании с активным государственным регулированием экономики, направленным на формирование либеральной рыночной экономики и юридическую защищенность предпринимательской деятельности. Такие меры государственного регулирования, как низкие налоги, свободные цены, антимонопольное законодательство, система льгот для частного предпринимательства, защита внутреннего рынка от внешней конкуренции, создавали условия для реализации потенциальных возможностей общества.

Реализация экономической политики Л. Эрхарда началась с денежной реформы и реформы цен. 21 июня 1948 г. была проведена денежная реформа, направленная на ликвидацию обесцененных денег и создание твердой валюты - валюты, которая могла бы стать стимулом к труду и росту производительности труда.

Рейхсмарки были объявлены недействительными и введены новые деньги - дойчмарки. Каждый гражданин страны получал 40 новых марок. Позже эта сумма была увеличена еще на 20. Пенсии, заработная плата и квартирная плата выплачивались в новых марках в соотношении 1 : 1. Одновременно половину сбережений и наличности разрешалось обменять в соотношении 1:10, оставшаяся часть была заморожена и позже обменивалась по курсу 1 : 20.

Большая часть денежных обязательств предприятий пересчитывалась в соотношении 1:10. Им ассигновались денежные средства, необходимые для выплаты первой заработной платы и приобретения оборотных средств, но в дальнейшем они могли развиваться только на основе самостоятельной коммерческой и производственной деятельности. Сокращение денежной массы привело к тому, что предприятия вынуждены были производить качественную, недорогую и действительно нужную потребителям продукцию, на которую они были готовы потратить ограниченные денежные средства.

Реформа цен строилась на принципах либерализации. Государство перестало устанавливать твердые цены, но продолжало их контролировать. Контроль осуществлялся через законодательные акты, препятствующие произвольному завышению цен, выпуск каталогов "уместных цен", в которых потребители получали информацию о рекомендуемых ценах. Отменялись административное распределение ресурсов и нормативные документы, которые ранее регулировали экономические отношения (рис. 23).

Был принят жесткий антимонопольный закон, защищавший свободную конкуренцию. Он содействовал реализации двух основных принципов социальной рыночной экономики - "благосостояние для всех" и "благосостояние через конкуренцию". В соответствии с этим законом доля одной компании на рынке

Рис 23

не должна превышать 33%, двух или трех - 50%, а четырех или пяти - не более 65%. Экономическая власть монополий была ограничена контролем над ценами, которые должны были устанавливаться на рынке свободно, в результате взаимодействия рыночных сил.

Реформы Л. Эрхарда в короткие сроки дали значительные экономические результаты. Всего за два года производство потребительских товаров выросло в два раза, исчез "черный рынок". Значительный рост производительности труда привел к росту заработной платы, что снижало влияние инфляции. Ускоренными темпами развивались такие отрасли промышленности, как машиностроение, приборостроение, оптика, электроэнергетика. В 1950 г. (по сравнению с 1936 г.), производство автомобилей увеличилось на 60%, электроэнергии - на 61,6%. В 1956 г. объем производства превышал уровень производства 1936 г. в два раза. С1953 г. цены стабилизировались и даже начали снижаться.

В 1947-1949 гг. была проведена аграрная реформа, сократившая число крупных юнкерских хозяйств. Основная часть земельных угодий стала принадлежать средним и мелким хозяйствам. Высокая интенсивность этой сферы экономики на основе механизации и электрификации привела к росту абсолютных объемов производства при сокращении численности сельскохозяйственного населения.