Экономическое учение физиократов

После непродолжительного экономического подъема в XVI в. французская экономика на протяжении последующих двух столетий находилась в состоянии депрессии.

Франция оставалась преимущественно аграрной страной. Структура сельского хозяйства оставалась неизменной вплоть до начала XVIII в. Составлявшие 90% населения страны крестьяне платили налоги государству и церкви, несли повинности в пользу помещиков. Особенно тяжелыми были государственные налоги. К концу XVIII в. они достигали 55–65% валового дохода крестьянских хозяйств. Уклонение от государственных налогов сурово наказывалось, например, неуплата соляного налога каралась каторжными работами, ссылкой на галеры. Изъятия в различных формах составляли до 75% доходов крестьянских хозяйств. Французский экономист Пьер Буагильбер (1646–1714) отмечал, что крестьяне находятся в отчаянном положении, поскольку дворяне и король оставляют им столько, чтобы они нс умерли с голоду, а порой забирают последнее. Он писал, что "...с Францией обращаются как с завоеванной страной".

Лишь небольшая часть крупных дворян-землевладельцев к тому времени занималась самостоятельным ведением хозяйства, большинство же сдавало свои угодья в аренду. Подавляющая масса крестьян не имела, земли, а имевшая землю нс имела средств для введения агрономических новшеств. Поэтому сельское хозяйство отличал низкий уровень сельскохозяйственной культуры и техники. Такой тип хозяйства приводил к периодически повторявшимся неурожаям и голоду. Кризисное состояние ведущей отрасли экономики сдерживало развитие и других отраслей.

Французская промышленность, тем нс менее, к концу XVII столетия достигла стадии капиталистической мануфактуры. Создание промышленных предприятий инициировало правительство, организуя казенные мануфактуры, способствуя строительству частных и "королевских" производств, работавших на госзаказ и пользовавшихся монопольными правами на производство определенных товаров. Большая их часть находилась в привилегированном положении, т.е. обладало льготным налогообложением, гарантированным сбытом продукции, правом на льготные ссуды и субсидии.

Вместе с тем, широкомасштабный переход к машинному производству в стране, где отсутствовали рынки труда и капитала, сохранялось феодальное землевладение, устаревшие цеховой строй и регламенты стесняли свободу производства, отсутствовали единые таможенные правила и единая валюта, был невозможен. Развитие внутренней торговли сдерживалось сохранением крестьянского натурального хозяйства, низким платежеспособным спросом основной массы населения, внутренними таможенными границами.

Предпринимательская активность представителей капитала тормозилась отсутствием правовой защиты, сохранением цехов, гильдий и т.п. Государственные налоги составляли от 40 до 65% валового дохода третьего сословия. Королевские чиновники находили множество предлогов для настоящей охоты за состоятельными людьми в городе и деревне. Ф. Ришелье цинично называл эту практику "выжимание губки". Купцы или откупщики налогов отдавались под суд, приговаривались к виселице, их имущество подвергалось конфискации. В стране сформировался неблагоприятный инвестиционный климат, отличавшийся государственным произволом в сфере налогообложения, моральным осуждением коммерческой деятельности, слабой покупательной способностью населения. В результате в конце XVII в. наблюдалась массовая эмиграция наиболее предприимчивой, энергичной и деятельной части французского общества. Это было вызвано отменой Нантского эдикта, допускавшего веротерпимость.

Роль государства в хозяйственной жизни страны была значительной. Оно компенсировало деловую инертность дворянства и буржуазии, сосредоточивших в своих руках основные экономические ресурсы – землю и денежные средства. Государственная экономическая политика определялась необходимостью постоянного поиска средств для поддержки политического режима, опиравшегося на мощнейшую армию, дворянство, громадный бюрократический аппарат, требовавших больших расходов.

С помощью политики активного торгового баланса, осуществляемой министром финансов Жаном Батистом Кольбером, правительство пыталось увеличить государственные доходы. Оно не только поощряло развитие экспортных отраслей промышленности, но и само становилось активным субъектом хозяйственной деятельности. Знаменитая фраза Кольбера: "Мы должны завоевать народы нашей промышленностью и победить их нашим вкусом" в практической жизни реализовалась созданием государственного сектора в экономике страны.

Однако эта политика сдерживала процесс первоначального накопления капитала. Рынок труда во Франции отсутствовал. Он не мог быть сформирован из-за стремления государства сохранить в незыблемости основы феодального общества. Рынок капитала формировался за счет внутренних источников – ростовщичества, откупа налогов, государственного долга, внешних источников. Однако подавляющая часть накопленных денежных средств "уходила" из реальной экономики на покупку должностей, земли, титулов. Один из министров Людовика XIV шутил: "Как только его величество создает новые должности, так находятся дураки, покупающие их". По некоторым данным продажа должностей составляла одну треть всех доходов государства.