Экономическое стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей среды

В ст. 14 Закона об охране окружающей среды упоминается о возможности предоставления налоговых и иных льгот при внедрении существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством РФ.

Очевидно, что большинство субъектов хозяйственной деятельности сегодня обеспокоены несколько иными проблемами, нежели введение современных прогрессивных технологий. Основная проблема состоит в том, что, прежде чем получить соответствующие льготы, необходимо вложить немалые средства на модернизацию производства и внедрение передовых технологий. То есть даже при наличии регулирующей данный вопрос необходимой нормативной базы, которая пока не создана в полном объеме, широкомасштабная реализация столь необходимых для охраны окружающей среды мероприятий в целом по стране возможна лишь в перспективе.

В то же время экономическое стимулирование в сфере природопользования имеет вполне определенные контуры, прежде всего за счет гибкой системы соотношения лимитов и платы за природопользование. Так, при заборе или сбросе воды сверх установленных лимитов (месячных или годовых) платежи в части такого превышения увеличиваются в пять раз по сравнению с базовыми.

Предпринимательская деятельность в сфере охраны окружающей среды

В ст. 17 Закона об охране окружающей среды закреплено, что государство поддерживает предпринимательскую деятельность, осуществляемую в целях охраны окружающей среды. При этом залогом развития такой деятельности хозяйствующих субъектов должны выступать налоговые и иные льготы.

В качестве наиболее динамично развивающихся и востребованных на рынке услуг в сфере охраны окружающей среды можно выделить экологическое страхование и экологический аудит.

Экологическое страхование представляет собой способ защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц при наступлении неблагоприятных экологических последствий (экологических рисков) за счет денежных фондов, создаваемых страхователями. Статьей 18 Закона об охране окружающей среды предусматриваются две формы экологического страхования - добровольное и обязательное - юридических лиц и граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф.

Правовой основой страхования, в том числе и экологического, является Закон РФ от 27.11.1992 №4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", согласно которому добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком, а обязательное страхование осуществляется в силу закона.

В частности, ст. 15 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" устанавливает, что риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, подлежит обязательному страхованию на время строительства и эксплуатации данного гидротехнического сооружения. В развитие этой законодательной нормы постановлением Правительства РФ от 18.12.2001 № 876 утверждены Правила определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения.

Согласно ст. 1 Закона об охране окружающей среды под экологическим аудитом понимается независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности. Иными словами, в отличие от той же экологической экспертизы, предшествующей реализации (строительству, реконструкции и т.п.) того или иного объекта, который может оказать негативное воздействие на окружающую среду, назначение экологического аудита состоит в проверке уровня экологической безопасности уже функционирующего объекта.

Экологическое аудирование хозяйствующего субъекта может проводиться как по собственной инициативе хозяйствующего субъекта, так и по предложениям специально уполномоченных государственных органов. Так, ст. 27 Закона об охране атмосферного воздуха наделяет государственных инспекторов по охране природы, осуществляющих контроль за охраной атмосферного воздуха, правом вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной и иной деятельности.