Экономическое сотрудничество вне рамок ООН

Данное сотрудничество осуществляется во многих международных межправительственных и неправительственных организациях как универсального (ОЭСР), так и отраслевого характера – ВТО; Всемирной таможенной организации (ВТаО), Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК), Международной торговой палаты (МТП) и др.

Наиболее репрезентативными международными организациями этой группы являются Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), созданная в 1961 г. со штаб-квартирой в Париже (Франция), и ВТО, учрежденная в 1994 г., ее штаб-квартира расположена в Женеве (Швейцария), а из неправительственных организаций – МТП, расквартированная, как и ОЭСР, в Париже.

Конвенция о создании ОЭСР была подписана в Париже 14 декабря 1960 г. Ее предшественницей была Организация европейского экономического сотрудничества, созданная 16 апреля 1948 г. в соответствии с так называемом планом Маршалла для восстановления экономики стран Западной Европы в послевоенный период.

Членами ОЭСР являются 34 государства. На долю государств – членов ОЭСР, в которых проживает менее 20% населения земного шара, приходится более половины мирового ВВП.

Основной задачей ОЭСР является анализ состояния экономики государств-членов и выработка рекомендаций по совершенствованию экономического регулирования на макроэкономическом и отраслевом уровнях. В рамках этой Организации разрабатываются пути решения имеющихся торгово-экономических проблем, которые во многих случаях впоследствии кодифицируются в международных соглашениях и договорах, определяются перспективы развития крупнейших экономик мира. В связи с этим ОЭСР часто называют клубом богатых стран. ОЭСР тесно взаимодействует с ВТО и другими международными организациями торгово-экономической сферы, разрабатывает рекомендации и предоставляет экспертно-аналитическое содействие по ключевым проблемам мировой экономики "Группе восьми".

Высшим органом ОЭСР является Совет, в который входят постоянные представители стран-участниц в ранге послов. Как правило, Совет на уровне постоянных представителей заседает раз в две недели и один раз в год на уровне министров, курирующих проблематику ОЭСР. Постоянным органом ОЭСР, обеспечивающим его текущую работу, является Секретариат, который возглавляется Генеральным секретарем.

Решения ОЭСР принимаются на основе консенсуса и могут иметь различный правовой статус. Так, например, собственно "решения" Совета носят юридически обязывающий характер. Принимаются они нечасто и используются главным образом для юридического оформления вступления в силу важнейших договоров или других нормативных правовых актов. Рекомендации Совета не носят юридически обязывающего характера, но обладают высоким морально- политическим авторитетом, что побуждает государства- члены неукоснительно следовать им.

Под эгидой ОЭСР функционирует ряд автономных органов, важнейшими из которых являются Международное энергетическое агентство и Агентство по ядерной энергии. В рамках ОЭСР действует Центр по сотрудничеству с более чем 70 странами-не членами, включая Россию.

На протяжении длительного периода ОЭСР негативно относилась к идее расширения своего членства. Только в 1993 г. было принято принципиальное решение о возможности увеличения состава Организации, и уже в 1994– 1996 гг. в ОЭСР были приняты Мексика, Польша, Венгрия, Чехия и Южная Корея, а в 2000 г. – Словакия. На этот же период приходится установление контактов Организации с такими крупными государствами-не членами, как Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮЛР (БРИКС).

В ходе 1155-й сессии Совета, состоявшейся 10–13 мая 2007 г., была согласована "Общая процедура вступления новых членов", в которой изложены общие условия и определены основные этапы процесса присоединения государств-не членов к Организации[1]. Вскоре после этого Совет ОЭСР принял решение пригласить к началу официальных переговоров по вступлению в Организацию наряду с некоторыми другими странами и Россию. Эти переговоры все еще продолжаются, но следует отметить, что одно из важнейших условий ОЭСР нашей страной уже выполнено – 22 августа 2012 г. Россия стала членом ВТО.

Всемирная торговая организация (ВТО) была создана в 1994 г. на основе Генерального соглашения о тарифах и торговле 1947 г. (ГАТТ). Учредительным документом является Марракешское соглашение об учреждении ВТО 1994 г. Ее правовую основу составляет также пакет соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986–1994 гг.), среди которых наиболее важными являются ГАТТ в редакции 1994 г. (с приложениями), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

Среди основных задач ВТО:

– содействие достижению целей, предусмотренных Марракешским соглашением, и выполнению многосторонних торговых соглашений;

– надзор за состоянием функционирования мировой торговли и предоставление консультаций по вопросам управления в области международной торговли;

– выполнение роли форума для проведения многосторонних торговых переговоров и консультаций между государствами-членами; разрешение торговых споров;

– надзор за национальными торговыми политиками государств-членов; техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, относящимся к компетенции ВТО.

Главные органы ВТО:

– Конференция министров, состоящая из представителей всех государств-членов, которая проводится не реже одного раза каждые два года;

– Генеральный совет;

– Совет по торговле товарами;

– Совет по торговле услугами;

– Совет по торговым аспектам интеллектуальной собственности;

– Секретариат, возглавляемый Генеральным директором.

Одним из самых востребованных странами – членами

ВТО органов является Орган по разрешению споров (ОРС).

В принципе членом ВТО может стать любое государство, но процедура присоединения к ней достаточно сложная: сначала рабочая группа, специально образуемая из представителей заинтересованных государств-членов, определяет соответствие национальной торгово-экономической политики стандартам ВТО. Затем проводятся двусторонние переговоры между присоединяющимся государством и заинтересованными государствами-членами, входящими в рабочую группу, об условиях взаимного доступа на рынки своих стран. Достигнутые в ходе переговоров результаты фиксируются в окончательном докладе рабочей группы и протоколе о присоединении, которые утверждаются Генеральным советом и ратифицируются государством-кандидатом. Как уже отмечалось, Россия стала 156-м членом ВТО 22 августа 2013 г.

Главными принципами многосторонней торговой системы ГАТТ/ВТО являются:

– принцип наибольшего благоприятствования в торговле;

– принцип предоставления национального режима в отношении внутреннего налогообложения и регулирования иностранных товаров и услуг;

– принцип свободы транзита товаров;

– принцип отказа от количественных и других нетарифных методов регулирования внешней торговли в пользу тарифного регулирования;

– принцип транспарентности и прозрачности проведения национальной политики в сфере регулирования торговли.

Исключения из применения указанных принципов допускаются при создании зон свободной и приграничной торговли и таможенных союзов, а также в случае предоставления преференций развивающимся странам.

Международная торговая палата (МТП) является наиболее старой международной неправительственной организацией универсального типа – она была создана в далеком 1919 г. В настоящее время в ее составе более 1500 национальных торгово-промышленных палат (поэтому МТП иногда называют "палатой палат"), союзов предпринимателей и более 6000 крупнейших хозяйственных компаний из большинства государств мира. Торгово-промышленная палата Российской Федерации является членом МТП со статусом "члена национального уровня" с 1993 г. Многие другие российские торговые или торгово-промышленные палаты регионального или местного уровня также являются членами МТП.

Целями МТП является содействие развитию международных экономических связей, укрепление всесторонних контактов деловых кругов, а также устранение барьеров для торговли и инвестиций.

Будучи неправительственной организацией, МТП, разумеется, не принимает каких-либо юридически обязывающих решений. Тем не менее многие разрабатываемые в ее рамках документы находят самое широкое применение в международных торгово-экономических отношениях. Здесь следует прежде всего назвать Международные правила толкования торговых терминов – базисных условий поставки товаров в сделках купли-продажи – ИНКОТЕРМС. Периодически МТП эти Правила пересматривает. В настоящее время действует редакция ИНКОТЕРМС 2010 г. В большинстве стран, включая Россию, Правила имеют значение обычаев делового оборота. Но некоторые государства, например Испания и Ирак, придали ИНКОТЕРМС силу национального закона.

В рамках МТП разработано большое количество других документов с аналогичной "мягкой" силой. Например, по ее инициативе заключались целые серии таких межправительственных договоров, как соглашения об избежании двойного налогообложения, об условиях функционирования заграничных филиалов компаний и др. Эти далеко не полные примеры наработок в системе МТП все же дают определенное представление о масштабности се содействия развитию самых разнообразных сфер международного торгово-экономического сотрудничества.

Кроме того, под эгидой МТП или в качестве аффилированных с нею учреждений созданы:

– Международный центр экспертиз (1976);

– Институт международного права и практики в области предпринимательства (1979);

– Бюро экономических преступлений (1992), которое проводит расследования как самостоятельно, так и в сотрудничестве с национальными правоохранительными органами, и еще многие другие учреждения, оказывающие необходимое содействие международному деловому сообществу.

В самой Палате функционирует множество вспомогательных органов, участвующих в подготовке различных проектов документов.

Пожалуй, самым важным из них является Международный арбитражный суд МТП. Это один из старейших и авторитетнейших арбитражных судов подобного типа, он был создан еще в 1923 г. для решения споров по коммерческим сделкам, заключаемым между предпринимателями разных государств.

Международный арбитражный суд МТП действует на основе Арбитражного регламента МТП, вступившего в силу с 1998 г. Регламент содержит правила процедуры работы Суда, схему арбитражных сборов и т.п. Еще в 1988 г. был принят особый Регламент примирительной процедуры, применяемый до подачи исков в Арбитражный суд МТП.

В МТП имеется список из более чем 60 квалифицированных арбитров из 50 стран мира. Дважды в год Международный арбитражный суд МТП выпускает Информационный бюллетень. Судом разработана стандартная арбитражная клаузула о передаче спора в Международный арбитражный суд при МТП для использования по желанию сторон в заключаемых ими сделках, а также рекомендация об указании применимого к спору права, места и языка арбитражного разбирательства, количества арбитров. Ежегодно Международный арбитражный суд МТП в среднем рассматривает и выносит решения по 100–150 спорам.