Экономический и валютный союз

Создание в рамках ЕС единого экономического пространства (внутреннего рынка) закономерно обусловило постановку в повестку дня вопроса о введении единой денежной единицы, стабильность курса которой, в свою очередь, будет зависеть от проведения в рамках Союза в целом скоординированной экономической политики.

Единая денежная единица ЕС, которой на рубеже XX–XXI вв. стал евро, и скоординированная экономическая политика выступают двумя компонентами, из которых складывается понятие экономический и валютный (дословно: денежный) союз, кратко ЭВС (англ. Economic and Monetary Union – EMU; франц. union economique et monetaire – UME).

Таким образом, ЭВС – это сумма двух составляющих, которые прямо указаны в его названии и определяются в ст. 119 ДФЕС:

экономический союз, т.е. проведение в ЕС экономической политики, которая основана "на тесной координации экономической политики государств-членов". Подобная координация проводится, главным образом, через межправительственные институты ЕС (Европейский совет и Совет);

валютный (денежный) союз, т.е. "единая денежная единица – евро, а также определение и проведение единой денежной политики и политики валютных курсов". Ведущую роль в управлении денежной системой ЕС играет специализированный институт Союза – Европейский центральный банк, который обладает независимостью от других институтов и государств-членов (см. 4.7).

Таким образом, степень единства (интегрированности) государств-членов в рамках второго компонента ЭВС значительно выше, чем в рамках первого (единая денежная единица и денежная политика ЕС, а не только координация политики, проводимой государствами).

Именно с валютным союзом связаны основные исключения из общих правил для части государств – членов ЕС, которые пока не желают или экономически не готовы перейти на евро. Подобные государства-члены в ст. 139 ДФЕС названы государствами-членами, подпадающими под изъятия (в 2011 г. – 10 из 27 государств-членов)[1]. В результате правовые акты ЕС по вопросам денежной политики распространяют силу не на всю территорию ЕС, хотя с каждым годом количество государств-членов, подпадающих под изъятие, сокращается.

Ввиду различного объема полномочий Союза в области экономического союза, с одной стороны, и в области валютного союза – с другой, два компонента ЭВС отнесены учредительными документами к двум разным категориям компетенции Союза.

Валютный союз ("денежная политика в отношении государств-членов, денежной единицей которых является евро") в соответствии со ст. 3 ДФЕС является сферой исключительной компетенции ЕС.

Напротив, экономический союз выделен в особую (дополнительную) категорию компетенции ЕС, поскольку экономическую политику проводят и координируют государства-члены, а ЕС уполномочен только определять условия подобной координации, в том числе "главные ориентиры" экономической политики государств-членов (ст. 5 ДФЕС).

Вместе с тем детальные правила функционирования ЭВС и полномочия институтов Союза по всем его аспектам закреплены в едином разделе части третьей "Внутренняя политика и деятельность" ДФЕС – разделе VIII "Экономическая и денежная политика", который дополнен рядом протоколов к учредительным документам (важнейший – Протокол об Уставе Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка).

На этой основе институтами ЕС издаются правовые акты в области экономического и валютного союза, например, Регламент (ЕС) № 407/2010 от 11 мая 2010 г. об учреждении европейского механизма финансовой стабилизации[2] или Решение 2010/67/ЕС Европейского центрального банка от 13 декабря 2010 г. об эмиссии банковских билетов в евро (см. 4.7).