Лекция 4. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Цели развития и функционирования предприятия составляют сущность сто экономической стратегии. Выработка экономической стратегии развития позволяет предприятию:

• обеспечить эффективное распределение и использование ресурсов, и на этой основе — устойчивое положение на рынке;

• перейти от реактивной формы управления (принятие управленческих решений в режиме реакции на текущие события) к управлению на основе анализа и прогнозов.

Разработка стратегии развития предприятия осуществляется на основе прогнозов развития рынка выпускаемой предприятием продукции, оценки потенциальных рисков, анализа финансового состояния и системы управления, а также сильных и слабых сторон предприятия.

Экономическая стратегия формируется под воздействием различных факторов как внешнего, так и внутреннего характера, и в зависимости от этого в каждый исторический период приобретает определенную направленность. Необходимость формирования экономической стратегии обусловливает выполнение работ по оценке уровня конкурентоспособности предприятия в случае преобладания стратегии конкуренции.

Теория и практика выделяют четыре уровня конкурентоспособности, характеризующиеся наличием конкретных критериев, соответствуя которым предприятия причисляются к тому или иному уровню, что соответствует стратегии дифференциации.

В свою очередь это дает возможность выработать тип хозяйственной стратегии. Стратегия первого типа основана на минимизации издержек производства, увеличении доли рынка сбыта, контролируемого предприятием (стратегия расширения рынка), инновационном программировании НИОКР (базовая ценовая стратегия). Стратегия второго типа включает стратегию максимизации (искусственного завышения) издержек производства (стратегия лидерства по издержкам), стратегию перекладывания роста издержек производства на потребителя, стратегию имитационного программирования НИОКР и стратегию манипулирования "портфелем вложений капитала".

Экономическая стратегия предприятия включает следующие параметры: характеристику регионов сбыта продукции; оценку рыночной товарной ниши; характеристику потребителей продукции; ориентацию ассортиментной политики на дифференциальный или нишевой маркетинг; выбор вида стратегии деятельности предприятия; оценку уровня квалификации и практического опыты персонала; выявление возможностей кооперации с другими предприятиями и организациями.

В соответствии с выбранной стратегией поведения предприятия на рынке определяется взаимоувязанная система, включающая:

снабженческо-сбытовую политику, основанную на маркетинговой стратегии и тактике от появления продукции до ее продажи, послепродажном обслуживании, мониторинге оперативной информации о рынке, переходе на прямые поставки продукции, создании сбытовой сети;

производственно-технологическую и инновационную политику, ориентированную на минимизацию издержек производства, соответствие качества продукции запросам потребителей, создание оптимальной системы обеспечения сервисных служб, повышение конкурентоспособности на основе усовершенствования производимой продукции и действующей технологии производства, создание принципиально новых продуктов и производств;

цеповую политику, связанную с установлением цен на продукцию предприятия в рамках политики управления ее сбытом в целях достижения наиболее выгодных объемов продаж, средних затрат на производство и максимально возможного уровня прибыли;

финансовую политику, формируемую на основе анализа и планирования денежных потоков, выбора стратегии привлечения внешних ресурсов (кредиты, эмиссионная форма привлечения капитала), управления дебиторской и кредиторской задолженностью, разработки учетной и налоговой политики, контроля и управления издержками;

инвестиционную политику, определяющую общий объем инвестиций предприятия, способы рационального использования накоплений, сочетания различных источников финансирования, программу привлечение заемных средств;

кадровую политику формирующую идеологию и принципы кадровой работы, планирования, привлечения, отбора и высвобождения работников, организации работ и руководства кадрами, повышения квалификации и подготовки работников предприятия, внедрения систем стимулирования их деятельности, развития социального партнерства.

Разработка хозяйственной стратегии предприятия включает два этапа: прогнозирование и планирование. Прогноз диалектически связывает прошлое, настоящее и будущее. Прогноз — это научное предвидение объективной реальности через определенный период времени и варианты научно обоснованных путей достижения намеченных целей. Наибольшее распространение получил эксплоративный подход к разработке прогнозов. Он исходит из оценки прошлого развития и распространения сложившихся закономерностей на перспективу. Второй подход к прогнозу связан с прогнозированием условий достижения целей. В прогнозировании применяются такие методы, как метод экстраполяции, метод предплановых проектировок и метод целевого прогнозирования.

Планирование определяет основные направления, пропорции и темпы развития производства и представляет собой процесс формирования целей, установления приоритетов, разработки средств и методов их достижения. Методология планирования дает возможность использовать следующие методы: расчетно-аналитический, балансовый, графоаналитический, экономико-аналитический, нормативный, метод сравнения.

В настоящее время организациями широко применяется бизнес-планирование.

Бизнес-план — это план осуществления коммерческих операций, содержащий сведения о предприятии, товаре, его производстве, рынках сбыта и т.п. В соответствии с этим разрабатывается система мер по снижению издержек, энерго- и материалоемкости продукции, ее сертификации, решению проблем экологии. Обосновываются меры по обеспечению контроля над финансовыми потоками; определяются механизмы и направления инвестирования, источники привлечения средств, кредитных ресурсов и гарантий. Затем разрабатывается стратегия вывода ценных бумаг предприятия на фондовый рынок, меры по продаже, сдаче в аренду или залогу активов, ликвидации или консервации отдельных мощностей и объектов.

Одним словом, бизнес-план можно характеризовать как программу действий по достижению конкретных целей па основе ожидаемых расходов и доходов.

Далее па рис. 12.1 — 12.12 приведены схемы и таблицы, которые позволят вам лучше воспринять материал, который мы рассмотрели в данной главе.

Рис. 12.1. Характеристика конкурентоспособности предприятия

Рис. 12.2. Типы хозяйственных стратегий

Рис. 123. Правила выбора хозяйственной стратегии

Рис. 12.4. Этапы разработки хозяйственной стратегии

предприятия

Рис. 125. Анализ влияния внешней среды на функционирование предприятия

Рис. 12.6. Методы прогнозирования сбыта продукции

Рис. 12.7. Методы планирования, используемые на предприятиях

Рис. 12.8. Характеристика товарной стратегии предприятия

Рис, 12.9. Характеристика плана производства и реализации

продукции

Рис. 12.10. Расчет точки безубыточности

Рис. 12.11. Организация системы бизнес-планирования

Рис. 12.12. Структура бизнес-плана

Выводы

1. Экономическая стратегия предприятия является основой его целенаправленного развития, достижения высоких показателей с наименьшими затратами.

2. Уровень конкурентоспособности предприятия определяет перечень задач, которые ему необходимо решить.

3. Разработка хозяйственной стратегии с учетом результатов анализа внешней среды осуществляется в два этапа: планирование и прогнозирование.

4. Правила выбора хозяйственной стратегии позволяют предприятию определить направление деятельности, а также выработать тактику поведения на товарном рынке. Основной задачей товарной стратегии предприятия является организация выпуска продукции, ориентированной на конкретного потребителя. Направлениями реализации товарной стратегии служат формирование ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции, освоение выпуска новой продукции.

5. Производство и реализация продукции являются основными видами работ, дающими предприятию возможность наилучшим образом использовать имеющиеся в его распоряжении материальные и трудовые ресурсы. План производства и реализации продукции состоит из трех частей: производственная программа, производственная мощность, реализация продукции. Производственная программа предприятия включает объем выпуска продукции, задания по номенклатуре, ассортименту, количеству, качеству, срокам и стоимости намечаемых к выпуску изделий, выполнению работ промышленного характера. Производственная программа служит исходной базой для расчета потребности и материальных, трудовых и финансовых ресурсах. Объем производства продукции можно оценить в натуральных и стоимостных показателях. В стоимостных показателях оцениваются товарная и валовая продукция, валовой и внутризаводской оборот, объем реализованной продукции.

6. Бизнес-план — это план развития бизнеса, которым занимается предприятие. Он основан на системе внутризаводского планирования, которая включает составление прогнозов, долгосрочных и краткосрочных планов, оперативно-календарных планов и диспетчерских программ.