Экономический курс кабинета В. С. Черномырдина

Новый кабинет, возглавляемый опытным руководителем топливно-энергетического комплекса страны В. С. Черномырдиным, подтвердив приверженность курсу рыночных реформ, в то же время провозгласил некоторую корректировку темпов их проведения, умеренность и сбалансированность преобразований. Была оказана значительная финансовая поддержка из средств государственного бюджета убыточным предприятиям, в том числе в оборонной промышленности, предоставлены дешевые кредиты для развития топливно-энергетического комплекса. Стабилизировалась выдача заработной платы путем введения так называемой Единой тарифной сетки (ETC) для работников бюджетной сферы. Кроме того, была предусмотрена система индексации тарифных ставок бюджетников.

Фактический провал экономической политики периода "шоковой терапии" обеспечил успех и популярность лозунгов неокоммунистической оппозиции, а также стимулировал поиски другого варианта проведения реформ. В августе 1994 г. правительство Черномырдина обнародовало новую программу преобразований, ориентированную на настроение высокоэффективной и динамично развивающейся рыночной экономики, учитывающей социальные последствия вхождения в рынок. Важнейшими задачами в реформировании экономики страны в 1994-1996 гг. являлись жесткий контроль со стороны государства за состоянием производства и сдерживание инфляции с последующим достижением финансовой стабилизации, выравнивание доходов по отраслям, регионам и различным социальным группам, а также соблюдение минимальных социальных стандартов в сфере государственного обеспечения. Предполагалось создать условия для стимулирования инвестиций в экономику России путем как внутренних, так и внешних займов. Правительство было намерено всемерно поддерживать предпринимательскую активность населения. Однако реализация намеченных мер, прежде всего стабилизация промышленного производства, потребовала массированных бюджетных "вливаний", что неизбежно повлекло за собой раскручивание нового витка инфляции. В результате ликвидация бюджетного дефицита так и осталась стратегической задачей правительства: в 1994-1996 гг. он составлял 12-15%. Спад промышленного производства в 1996 г. достиг 55% по сравнению с 1991 г. На высоком уровне сохранялась инфляция (в 1994 г. - 250%, в 1996 г. - 80%). При этом, несмотря на введение в октябре 1994 г. фиксированного обменного курса рубля по отношению к свободно конвертируемой валюте (так называемого валютного коридора), внутренние цепы, в особенности на товары массового потребления, неуклонно продолжали расти. Вскоре российские розничные цены на многие товары превысили мировые.

В результате проводимой структурной перестройки экономики России в наиболее тяжелых условиях оказались предприятия сложного машиностроения и наукоемкого производства, где спад достиг 70-80%. Вместе с тем относительно благоприятно складывалась ситуация в сырьевых отраслях добывающей промышленности, прежде всего в нефтяной и газовой, а также в черной металлургии, продукция которых имеет прямой выход на зарубежные рынки.

В 1996-1997 гг. главной задачей руководства страны в сфере экономики являлось соблюдение жесткой финансовой дисциплины и сокращение бюджетных расходов. Важнейшим источником пополнения государственной казны было признано, наряду с сохранением внешних займов (внешний долг России, включая 100 млрд долл. долга, унаследованного от СССР, в этот период составил свыше 130 млрд долл. США), привлечение внутренних финансовых ресурсов (расширение рынка ГКО и ОФЗ в связи с их высокой прибыльностью) и средств от реализации программы приватизации. Осенью 1996 г. развернулась кампания по проведению залоговых аукционов - продаже на конкурсной основе государственного пакета акций крупнейших промышленных предприятий страны во временное управление частным компаниям, обладающим соответствующими финансовыми ресурсами1. Наибольший резонанс, в том числе политический, имел аукцион по передаче в доверительное управление финансово-промышленной группе "ОНЭКСИМ" государственного пакета акций РАО "Норильский никель", состоявшийся осенью 1996 г.

По мнению ряда ведущих экспертов, российская экономика к концу 1997 г. миновала стадию затяжного структурного кризиса. Большинство показателей на макроэкономическом уровне по итогам года свидетельствовало о тенденции к некоторой стабилизации промышленного производства. Впервые за предшествовавшие семь лет ВВП, по сравнению с 1996 г., не сократился, а вырос на 0,4%. Также 1997 г. был отмечен значительным снижением темпов инфляции, которая составила около 12,5%. Таким образом, Россия входила в полосу относительно стабильных, хотя и весьма высоких по мировым стандартам цен. С этого времени можно было утверждать, что Россия превратилась в страну с открытой экономикой с присущими ей как положительными, так и отрицательными явлениями.

Признанием стабильности российской валюты стало заявление руководства страны в августе 1997 г. о проведении с января 1998 г. деноминации рубля в соотношении 1000 : 1. Казалось, что в 1997 г. впервые за время рыночных преобразований в России набирало обороты отечественное производство. Однако наметившееся улучшение ситуации было весьма непродолжительным. Середина следующего, 1998 г., наоборот, характеризовалась увеличением разрыва между реальным курсом российской национальной валюты и номинальным ее обеспечением. Итогом пагубной для отечественной экономики монетаристской политики стал структурный финансовый кризис - августовский "дефолт" (1998).