Экономические последствия чистой монополии

Чтобы раскрыть экономические последствия чистой монополии, необходимо рассмотреть ценовую дискриминацию и государственное регулирование естественных монополий.

Ценовая дискриминация имеет место, когда данный продукт продается по более чем одной цене и эти ценовые различия не оправдываются разницей в издержках. Ее экономические последствия, по существу, двойственны. Во-первых, занимаясь ценовой дискриминацией, монополист будет способен увеличивать свои прибыли. Во-вторых, при всех остальных равных условиях такой монополист будет производить больший объем продукции, чем монополист, не занимающийся дискриминацией.

Монополист может увеличить свои прибыли, занимаясь ценовой дискриминацией, при условии, если ему удастся выделить покупателей на основе различной эластичности спроса, и предложенный им товар не может быть легко перемещен между изолированными рынками.

Для того чтобы лучше понять чистые монополии и их роль в рыночной экономике, необходимо рассмотреть вопрос об их государственном регулировании. Цены (тарифы), которые назначают коммунальные службы, железные дороги, телефонные компании, поставщики природного газа и электричества, называются общественно-оптимальными и определяются соответствующими государственными органами.

Если целью такого органа является достижение эффективности распределения ресурсов, ему следует попытаться законодательно установить цену, равную предельным издержкам. Вероятно, что такая цена будет такой низкой, что средние валовые издержки покрываться не будут и убытки станут неизбежным результатом этого процесса.

Так, в отношении коммунальных услуг причина данного феномена заключается в их основной черте. Поскольку монополии необходимы, в том числе для удовлетворения различных "пиковых" ситуаций (возникающих как ежедневно, так и посезонно), они, как правило, располагают избыточными производственными мощностями. Высокий уровень инвестирования в эти отрасли означает, что издержки производства на единицу продукта будут снижаться в долговременном периоде. Поэтому просто навязать общественно оптимальную цену регулируемому монополисту означало бы создать убытки в краткосрочном периоде, а в долговременном периоде сделать его банкротом. Что же делать?

Одним из вариантов решения данной проблемы является субсидия, достаточная для того, чтобы покрыть убыток, который повлек бы за собой ценообразование на основе предельных издержек. Другой вариант - ценовая дискриминация, в результате которой дополнительный доход позволит фирме покрыть свои издержки.

На практике регулирующие органы придерживаются третьего варианта: они склонны отступать от цели достижения эффективности распределения ресурсов и ценообразования на основе предельных издержек и утверждать цены, обеспечивающие справедливую прибыль, т.е. равные средним издержкам. Общественно-оптимальная цена устанавливается там, где кривые спроса и предельных издержек пересекаются; цена, обеспечивающая справедливую прибыль, - там, где пересекаются кривые спроса и средних издержек. Подобно конкурентному продавцу, чистый монополист будет максимизировать прибыли путем уравнивания предельного дохода и предельных издержек. В результате регулирования цен можно одновременно снизить цену, увеличить объем производства и сократить экономические прибыли монополий. Регулирование цен может быть использовано, чтобы устранить полностью или частично стремление монополистов недораспределить ресурсы и получить экономические прибыли.