Экономические ограничения. Граница производственных возможностей

Поскольку блага редки, неизбежной становится конкуренция за их использование.

ОГЛАВЛЕНИЕм борьбы является выбор направлений использования ограниченных ресурсов. Если ресурс используется в производстве какого-либо определенного товара, то он "потерян" для других товаров, в производстве которых он мог бы участвовать. Например, если участок земли занят под АЭС, это означает, что на этом участке не выращивается свекла, не построен стадион и т.д. Значит, экономика постоянно сталкивается с необходимостью выбора между альтернативами: увеличение выпуска одних товаров означает сокращение выпуска других.

Проиллюстрировать эффект выбора можно с помощью кривой производственных возможностей.

Предположим, что экономика производит не бесчисленное количество товаров и услуг, а лишь два продукта – масло и роботов. Масло символизирует потребительские товары, роботы – средства производства.

Будем исходить из того, что если все население страны станет производить масло, то оно получит 15 000 т. Если же производить роботов, то будет выпущено 6000 шт. Конечно, роботы и масло могут производиться и одновременно.

Так как ресурсы ограничены, то при росте производства роботов придется сократить количество масла, и наоборот. Это можно выразить и в табличной форме (табл. 2.1), и на графике (рис. 2.1).

График показывает максимально возможное производство роботов и масла. Например, в точке С при производстве 10 000 т масла можно также произвести 3000 роботов. Если потребуется увеличить производство роботов до 5000 (точка D), производство масла придется сократить до 6000 т. Это означает, что производство 2000 дополнительных роботов (с 3000 до 5000) заставит отказаться от производства 4000 т масла (с 10 000 до 6000).

Таблица 2.1

Шкала производственных возможностей

Вариант

Масло, т

Роботы, шт.

1

15 000

0

2

12 000

2000

3

10 000

3000

4

6000

5000

5

3000

5500

6

0

6000

Рис. 2.1. График производственных возможностей

В данном примере правительство страны сделало выбор: пожертвовало маслом ради роботов. Масло трансформировалось в роботов. Поэтому кривая производственных возможностей АЕ называется кривой трансформации.

Предполагается, что в данной ситуации полностью использовались все ресурсы экономики. Она функционировала на границе своих производственных возможностей и была эффективна.

Если же допустить, что в стране безработица, а значит, недоиспользуется такой фактор, как труд, то экономика будет находиться не на кривой трансформации, а где-то внутри кривой – в точке X. Это свидетельствует о неудачном использовании ресурсов и неэффективности экономики.

Производство же на основе выбора точки N вообще неосуществимо, гак как эта точка лежит за границей производственных возможностей экономической системы.

Данный пример иллюстрирует концепцию альтернативной стоимости (от англ. opportunity cost).

Альтернативная стоимость – это цена, измеряемая через другую вещь, которую нужно отдать взамен.

Выбор правительства стал альтернативным для одних товаров в ущерб другим.

В рассматриваемом случае альтернативной стоимостью потребления населения будет передовая промышленная технология.

Вернемся к нашему примеру.

Ресурсы, с помощью которых производится масло, не полностью пригодны для производства альтернативного продукта – роботов. Когда правительство пытается увеличить производство роботов, ему приходится малопригодные для этого "масляные" ресурсы насильственно "втискивать" в промышленность, производящую роботы.

Сначала из "масляных" выбираются наиболее производительные для производства роботов ресурсы. Эти ресурсы постепенно иссякают, и для производства "собственного" продукта – масла – их становится все меньше. Чтобы получить больше масла, теперь требуется использовать и те ресурсы, производительность которых в производстве роботов выше, чем в производстве масла, и т.д. Эта низкая взаимозаменяемость ресурсов, а следовательно, необходимость увеличивать их количество при переключении с производства одного продукта для получения все большего количества альтернативного продукта, составляет экономический смысл закона возрастания дополнительных затрат, которые выражены не в деньгах, а в натуре (в ресурсах).

Вывод. Каждое общество сталкивается с одной и той же проблемой – ограниченностью ресурсов, т.е. своих возможностей.

А как обстоит дело с потребностями?

Потребность – это нужда личности или общества в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности или развития.

В марксистской теории обычно выделяют три группы потребностей: материальные, духовные, социальные.

На первом плане всегда стоит удовлетворение материальных потребностей – в пище, одежде, жилье и пр. Материальные потребности могут удовлетворяться как товарами, так и услугами (ремонт автомобиля, консультация юриста или врача и т.п.).

Духовные потребности удовлетворяются в занятиях наукой, искусством, получении образования, нравственном совершенствовании и пр. В широком смысле к духовной пище относятся все виды информации, которые получает человек.

По мере развития общества растут возможности расширения и удовлетворения социальных потребностей, таких, которые связаны с участием в различных формах общественной и коллективной деятельности. Они могут быть и материальными, и духовными, но главное в них то, что они носят общественный характер и обусловлены необходимостью многих людей жить и сотрудничать вместе.

В западной литературе наибольшее распространение получила теория американского экономиста А. Маслоу, согласно которой все потребности располагаются в восходящем порядке от "низших" – материальных до "высших" – духовных:

• физиологические (еда, питье и т.д.);

• в безопасности (защита от боли, страха и т.д.);

• в социальных связях (любовь, участие в группах по интересам);

• в самоуважении (достижение цели, признания);

• в самоактуализации (реализация способностей и т.д.).

Согласно Маслоу, первые две группы потребностей относятся к низшему порядку, две последние – к высшему. До тех пор пока не удовлетворены потребности низшего порядка, не действуют потребности высшего порядка.

Выводы.

1. Потребности общества (индивидов и институтов) безграничны, полностью не утолимы.

2. Ресурсы общества, необходимые для производства товаров и услуг, ограничены или редки.

3. Это противоречие разрешается путем выбора товаров и услуг, которые необходимо произвести, и тех, от которых в определенных условиях следует отказаться.

Источником удовлетворения потребностей является благо. Разные авторы по-разному его определяют. Одни из них ограничивают понимание блага вещами и предметами. Другие относят к благам не только продукты труда, но и плоды природы. Наиболее распространенным является мнение, определяющее благо как любой положительный эффект.

Благо – это любая полезность (предмет, явление, продукт труда), удовлетворяющая определенную человеческую потребность.

В экономической литературе имеется сложная система классификации благ. В зависимости от критериев, положенных в ее основу, блага подразделяются следующим образом:

• материальные и нематериальные;

• экономические и неэкономические;

• общественные и необщественные;

• настоящие и будущие;

• прямые и косвенные;

• долговременные и краткосрочные и т.д.

Важнейшими являются первые три группы. Рассмотрим их.

Материальные блага – это дары природы (климат, земля, воздух), продукты производства (здания, машины, продукты питания).

Нематериальные блага – это блага, воздействующие на развитие способностей человека: здравоохранение, искусство, театр, музей, образование. Нематериальные блага подразделяются на две группы:

внутренние – блага, данные человеку природой, которые он сам в себе развивает (музыкальный слух – музицирование, голос – пение);

внешние – это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (деловые связи, протекция и т.д.).

В основе деления благ на экономические и неэкономические лежит соотношение между потребностью в благах и доступным для распоряжения ими количеством благ.

К экономическим благам относятся те, которые являются объектом или результатом экономической деятельности, т.е. которые можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с потребностями. Это явление связано с редкостью ресурсов.

Неэкономические блага (даровые блага) предоставляются природой без усилий человека (воздух, вода и т.д.). Эти блага существуют в природе "свободно", в количестве, достаточном для полного и постоянного удовлетворения потребностей человека.

К общественным благам относятся национальная оборона, охрана общественного порядка, радиопередачи, прогнозы, уличное освещение, маяки, результаты фундаментальных научных исследований и многое другое. Общественные блага отличаются от необщественных (частных) следующими двумя характеристиками. Первая: отсутствие соперничества в потреблении общественных благ. Потребление такого блага каким-либо потребителем не уменьшает количества этого блага для других. Например, прослушивание радиопередачи одним слушателем не лишает такой же возможности других. Вторая: невозможность воспрепятствовать потреблению общественных благ. Например, невозможно запретить использовать свет маяка одними кораблями в угоду другим.

Особое место среди благ, необходимых человеку, роль которых возрастает, занимают услуги.

Услуги – это целесообразная деятельность человека, результат, который имеет полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности человека.

Специфика услуги заключается в том, что она не имеет вещественной формы, но является результатом деятельности человека, имеющим полезный эффект (торговля, банно-прачечное хозяйство, ремонтные работы и т.п.).