Экономические факторы внешней среды и их значение в принятии решений в международном бизнесе

Экономическая среда включает совокупность самых разнообразных экономических факторов. Результаты анализа экономических факторов позволяют дать оценку состояния и тенденций развития экономики конкретной страны.

При выборе целевого внешнего рынка для международной предпринимательской деятельности среди первостепенных ключевых факторов экономической среды целесообразно определить, к какой группе стран относится данная страна, каковы уровень экономического развития страны, размер рынка, основные макроэкономические показатели, покупательная способность населения, количественные и качественные характеристики конкуренции, уровень развития инфраструктуры, а также степень вовлеченности страны в международные интеграционные процессы (участие в интеграционных группировках).

Предварительный анализ для выбора целевых рынков международной предпринимательской деятельности предполагает классификацию стран на основе общности их характеристик.

В настоящее время для типологии стран существуют различные классификации. Для целей международного бизнеса наиболее широко используются классификации, разработанные такими международными организациями, как ООН, Всемирный банк, МВФ, каждая из которых делит страны на группы по своим критериям, т.е. исходя из целей и задач организации.

По уровню экономического развития ООН предлагает следующую классификацию стран: развитые страны, развивающиеся страны, наименее развитые страны и страны с переходной экономикой[1]. Всемирный банк использует различные критерии деления стран, например, по критерию ВНП на душу населения (Валовой национальный продукт на душу населения) выделяет развивающиеся страны с низким доходом (1025 долл, и ниже) и развивающиеся страны со средним доходом, которые включают две подгруппы – с доходом ниже среднего (1026–4035 долл.) и доходом выше среднего (4036–12 475 долл.), и развитые страны, к которым относятся страны с высоким доходом (12 476 долл.)[2]. Данные классификации могут служить индикатором для принятия решений о привлекательности страны с позиции потребностей в товарах (услугах), уровня доходов и уровня занятости.

Размышляем самостоятельно

Какие страны можно отнести к странам с переходной экономикой? Почему они включены в эту группу? Какие угрозы для компаний могут возникать при выходе на эти рынки?

Как правило более широкие возможности для международного бизнеса имеют развитые страны, для которых характерна более высокая покупательная способность населения. Однако барьером выхода на эти рынки могут являться более сильная конкуренция и более требовательные потребители. Сегодня интересные возможности открываются в целом ряде стран, которые называют развивающимися рынками (например, страны БРИКС, включающие Бразилию, Россию, Индию, КНР и ЮАР). Для этих стран характерна более высокая доходность предпринимательской деятельности в сочетании с более высокими рисками. В то же время следует учитывать, что во многих развивающихся странах возможно более жесткое государственное регулирование и масштабнее государственное предпринимательство, поэтому здесь целесообразно продумывать и варианты государственно-частного партнерства.

Среди основных показателей, характеризующих экономику страны и которые можно найти в публикуемой статистике стран, выделим такие как абсолютные и относительные показатели ВВП и ВВП на душу населения и темпы их роста, темпы роста промышленного производства, структура хозяйства (соотношение сектора услуг, промышленного и сельскохозяйственного производства), безработица, инфляция, состояние платежного баланса, внешний и внутренний долг, характеристики валютной и кредитной системы (в том числе конвертируемость валюты и валютный курс, уровень процентных ставок по кредитам), состояние внешнеторгового баланса, объем и структура внешнеторгового оборота, экспортная и импортные квоты (в том числе по конкретным видам товаров (услуг)), иностранные инвестиции (объем и структура, в том числе географическая и отраслевая). Значительный интерес представляет относительный уровень цен, который можно оценить, поделив ВВП страны с учетом ППС валюты на стандартный ВВП (пересчитанный в доллары по текущему обменному курсу).

На основании данных показателей можно разрабатывать стратегические решения международной предпринимательской деятельности компании, в том числе составить оценки и прогноз рыночной доли компании. Ответ на вопрос, на какой фазе экономического цикла находится данная страна, поможет сформировать мнение о состоянии экономической активности, возможной степени государственного вмешательства в частный бизнес. В случае неконвертируемости валюты оценивают возможные риски компании по использованию прибыли в стране проникновения и переводу за рубеж.

Для компаний, работающих на рынке потребительских товаров, будет иметь значение уровень доходов населения и их распределение. I (елесообразно оценить как общий уровень платежеспособного спроса населения, так и платежеспособности отдельных социальных групп; насколько удовлетворены потребности конкретной группой товаров (услуг), которые компания намерена поставлять на рынок. В ряде случаев представляют интерес возможности использования ресурсного потенциала предполагаемого для освоения целевого внешнего рынка.

Размышляем самостоятельно

Каким образом доля сбережения влияет на платежеспособный спрос населения? Приведите примеры стран, где сбережения высокие и низкие. В чем состоят отличия поведения потребителей в этих странах?

Огромное значение для принятия решений, касающихся организации и ведения бизнеса, имеет анализ налоговой системы страны – как с точки зрения уровня налогов, так и с точки зрения налогового администрирования. Важно иметь представление и об иных компонентах государственного регулирования, формирующих среду ведения бизнеса. В XXI в. такая оценка облегчается за счет использования разнообразных рейтингов стран, составляемых международными организациями и отдельными частными фирмами. Среди них – индекс качества среды ведения бизнеса "Doing business" (Всемирного банка и Международной финансовой корпорации)[3], индекс восприятия коррупции (Transparency international)[4], индекс конкурентоспособности (ВЭФ), индекс прав собственности[5], индекс развития человеческого потенциала (Программы развития ООП)[6] и целый ряд других.

Отмстим, что приведенные выше основные экономические показатели необходимо изучать не только в статике, но и в динамике, с оценкой факторов, обусловивших их изменение в прошлом, а также прогнозных оценок для будущего.

Целесообразно также выявить, представители каких отраслей и сфер деятельности в изучаемой стране будут являться основными конкурентами для компании, и, соответственно, определить, какой для них характерен тип конкурентных структур (монополистическая конкуренция, олигополия или монополия). Далее изучаем национальную принадлежность основных конкурентов, степень проникновения иностранного капитала в соответствующую отрасль (сферу деятельности), поведение действующих и потенциальных конкурентов, в том числе формы и методы конкуренции. Эта информация будет полезна компании для целого ряда решений, в частности для выбора стратегии и формы выхода на рынок данной страны, решений товарной и ценовой политики.

Представляет интерес анализ возможностей инфраструктурного обеспечения деятельности компании на внешнем рынке. От наличия в принимающей стране развитой производственной, маркетинговой, институциональной и социальной инфраструктуры будет зависеть выбор формы выхода и успех при освоении внешнего целевого рынка. К инфраструктуре, количественные и качественные характеристики которой важны для открытия нового предприятия и для ведения бизнеса на внешнем рынке, можно отнести базовую производственную (водо-, тепло-, энергоснабжение и пр.), транспортную (автомобильные и железные дороги и др.), систему информационных коммуникаций. Маркетинговая инфраструктура характеризуется наличием компаний, предлагающих услуги по проведению маркетинговых исследований, разработке и проведению рекламной кампании, по предоставлению логистических услуг. Институциональная инфраструктура включает организации по предоставлению таких услуг, как юридические, аудиторские, агентства по трудоустройству (оказание помощи в поиске рабочей силы). Социальная инфраструктура включает образовательные учреждения (обучение, повышение квалификации работников), системы здравоохранения, социального страхования. Без должного уровня инфраструктурного обеспечения компания не сможет работать на рынке целевой страны или ей придется вкладывать собственные средства в создание отдельных фрагментов инфраструктуры.