Экономические блага и их классификация

Благом называют средство, которое прямо или косвенно удовлетворяет потребности людей.

Великое множество благ делится на две группы:

1) блага, которые служат результатом хозяйственной деятельности людей, – продукты труда, или экономические блага;

2) блага, созданные природой, – свободные или даровые блага.

В рыночной экономике, где основная часть благ продается и покупается, их называют товарами и услугами. Следовательно, товар – это благо, которое продается и покупается.

С точки зрения вещественного содержания экономические блага бывают материальными и нематериальными. Материальные блага – это продукты, имеющие вещественную форму, их можно, как говорят, пощупать, осязать. Как правило, на их производство затрачивается время. Это продукты питания, одежда, жилье, мебель, оборудование и т.д.

Многие материальные блага способны накапливаться, храниться длительное время, поставляться потребителям по мере необходимости. Наличие благ на данный момент называется запасом, а процесс их пополнения в течение определенного периода – потоком.

Прежде всего, отметим особенности показателей потоков и запасов. Различие между ними состоит в следующем. Потоки отражают движение ценностей от одних субъектов к другим в процессе экономической деятельности, а запасы характеризуют накопление и использование ценностей субъектами. Поток измеряется количеством в единицу времени, а запас, как правило, определяется количеством на определенный момент.

Между запасами и потоками существует взаимосвязь: изменения в одних величинах, в основном, сопровождаются соответствующими изменениями в других. Исходя из срока использования материальные блага делятся на: блага длительного пользования (их потребление распределено во времени – дома, мебель, техника) и блага разового пользования (продукты питания, электричество).

Нематериальные блага представлены услугами, а также такими условиями, как здоровье, деловые качества человека, его способности и т.д. А. Маршалл называл их "внутренними благами"; они заключены в самом человеке, а услуга направлена на других. Услуга – нематериальное благо, имеющее форму полезной людям деятельности. Услуги не могут накапливаться, так как процессы их создания и потребления совпадают. Обеспеченность населения услугами считается важнейшим показателем социально-экономического развития общества.

В зависимости от назначения экономические блага делятся на потребительские, или конечные продукты и услуги, и производственные, или промежуточные (косвенные). Последние используются на первой стадии производства для получения потребительских благ – это средства производства – сырье, материалы, станки, машины, оборудование. Потребительские блага окончательно покидают процесс производства и поступают в личное потребление населения. Они включают также услуги, предназначенные человеку.

В зависимости от характера потребления экономические блага делятся на частные и общественные. Частные – предоставляются потребителям с учетом их индивидуального спроса. Такое благо делимо, и каждая его единица может быть потреблена только одним человеком (продукты питания, одежда, жилье и т.д.). Эти блага принадлежат индивиду на правах частной собственности, могут наследоваться и обмениваться.

Общественные, или коллективные, блага не находятся в частной собственности, а производятся для совместного потребления. К ним относятся услуги государственной администрации, предприятий здравоохранения, просвещения, дороги, мосты, общественный транспорт и прочие тому подобные блага. Среди благ выделяют взаимозаменяемые и взаимодополняемые. Первые называют субститутами. Это блага, которые удовлетворяют одну и ту же потребность и могут замещать друг друга в процессе потребления (например, мясо-рыба). Взаимозаменяемыми (товарами-субститутами) могут быть не только потребительские блага, но и производственные ресурсы: уголь, газ и нефть; металл и пластмассы и т.д. Рост цен на один из взаимозаменяемых товаров ведет к росту спроса на другой, и наоборот.

Если два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь.

Взаимозаменяемость может быть абсолютной (совершенной), когда одно благо может полностью заменить другое, а может быть относительной (чай и кофе, рыба и мясо...).

Взаимодополняемые блага – комплементы, дополняют друг друга в процессе потребления (например, стол-стул). Взаимодополняемость может быть абсолютной (жесткой), когда одному благу соответствует определенное количество другого блага (лыжи и крепления к ним), и относительной (чай и сахар, автомобиль и бензин). Снижение цен на один из взаимодополняемых товаров ведет к росту спроса на другой, и наоборот.

Если два продукта взаимодополняемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.

При этом товары делятся на нормальные и низшие блага. Нормальные – это те, потребление которых увеличивается с ростом благосостояния потребителей, а низшие блага – с противоположной закономерностью, т.е. при росте дохода их потребление снижается, а при уменьшении дохода – увеличивается (например, хлеб, картофель и т.д.).

Классификация экономических благ и их взаимосвязь приведены на рис. 1.5.

Экономические блага ограничены. Это означает следующее:

• их недостаточно для удовлетворения всех потребностей населения;

• их объем может быть увеличен только за счет расхода ресурсов производства,

• блага приходится тем или иным образом распределять.

Большинство экономических благ создается в процессе производства.

Производство – это процесс создания экономического блага.

Все общественное производство принято делить на две сферы:

сферу материального производства, включающую в себя производство благ в материально-вещественной форме (уголь, обувь, станки, ткани, продукты питания и т.д.) и оказание услуг материального характера (транспорт, почта, химчистка, прачечная и др.);

непроизводственную сферу, объединяющую духовную, интеллектуальную деятельность, результатом которой служат нематериальные блага и услуги нематериального характера.

Таким образом, конечная цель всякого производства – удовлетворение потребностей людей. Сам процесс удовлетворения потребностей относится к потреблению. Для того чтобы произвести какие-либо блага, необходимы ресурсы, факторы производства.