Экономическая теория предложения

В 1970-е гг. на волне острой критики кейнсианства сформировалась теория предложения. С самого начала она расценивалась как практическая программа макротерапии. В отличие от монетаризма в центре ее внимания находились проблемы процесса накопления капитала и состояния государственных финансов в тесной связи с налоговой политикой.

Сторонники теории предложения разделяли и отчасти дополняли монетаристские оценки инфляции и безработицы, основанные на обновленной монетаристской трактовке кривой Филлипса. Однако природу инфляции они видели в высоких налоговых ставках и безработице.

Теория сбережения. Сторонники теории предложения, которая тесно связана с проблемами инфляции и безработицы, в основном занимались вопросами экономического роста. В отличие от монетаристской концепции центральное место в теории предложения занимает проблема сбережений, связанная с налоговой политикой государства. В соответствии с этой теорией причиной замедления темпов экономического роста является дефицит, нехватка сбережений, что кардинально расходится с мнением кейнсианцев, доказывавших обратное.

Причиной дефицита сбережений является неверная налоговая политика – политика высоких налоговых ставок, которая ведет к снижению предельной эффективности затрат капитала, а это в свою очередь вызывает снижение уровня сбережений и отрицательно влияет на инвестиционный процесс, приводит к общему замедлению темпов экономического роста. Поэтому государство должно снижать налоговые ставки до оптимального уровня, при котором возможен желаемый рост сбережений, инвестиций и, в конечном счете, экономический рост.

Теория налоговых ставок. Теоретическим обоснованием позитивных последствий снижения уровня налоговых ставок (сокращение бюджетного дефицита, стабилизация инфляционного процесса и, как следствие, экономический подъем) стала так называемая кривая Лаффера, или эффект Анри Лаффера. Кривая Лаффера (рис. 13.2) отображает зависимость между доходами государственного бюджета (Y) и динамикой налоговых ставок (R).

Оптимальный размер налоговых ставок (R1) обеспечивает максимальный объем поступлений в государственный бюджет (Y1). Из графика следует, что при попытке увеличения налоговой ставки стимулы к хозяйственной деятельности падают и достигают нулевой отметки при 100%-ной ставке налога, чему соответствует полное отсутствие государственного дохода от налогообложения.

Однако практика показывает, что сокращение налоговых ставок на доходы населения и прибыль корпораций в краткосрочном плане ведет к сокращению доходов бюджета, росту его дефицита и может способствовать развитию инфляционного процесса. В соответствии с теорией налоговых ставок нейтрализовать эти краткосрочные, негативные результаты можно за счет сокращения государственных расходов. В долгосрочном плане, по мнению теоретиков экономики предложения, временный негативный эффект от снижения уровня налогообложения будет перекрыт положительной динамикой сбережений, усилением инвестиционного процесса, сокращением безработицы, увеличением объема налоговых поступлений, снижением темпов инфляции и т.д.

Критика социальной политики государства. Важным этапом в развитии теории роста школы экономики пред-

Рис. 13.2. Кривая Лаффера

ложения стала критика социальной политики государства, которая нс только нс способствует росту сбережений и сокращению безработицы, но и инициирует рост незанятого населения. В отличие от монетаристов, последователи школы предлагали существенно сокращать бюджетный дефицит за счет сворачивания социальных программ, что, в свою очередь, должно стать одним из условий снижения уровня налогообложения. Именно этот пункт вызвал мощное сопротивление и противодействие неоконсерваторов.

Среди прочих причин замедления роста в теории предложения рассматривались проблемы инфляции, налогообложения и амортизации основного капитала, которые являлись следствием неоправданно высоких налогов.

Очевидно, что сторонники теории предложения отстаивают либеральные принципы, доказывая необходимость максимального ослабления системы государственного регулирования экономики. Они доказывали необходимость переориентации государственной политики на долгосрочные цели, на стимулирование активной инвестиционной деятельности частного сектора.

Практика использования теории предложения. Обоснованные теорией предложения либерализация экономической политики и необходимость существенного снижения уровня налогообложения, прежде всего в отношении ведущих хозяйственных субъектов, нашли свое воплощение в "рейганомике" и в известной мере в "тэтчеризме". Не вызывает сомнения факт позитивных сдвигов в экономике США и Великобритании в середине 1980-х гг., который выразился в резком снижении уровня инфляции, сокращении безработицы, увеличении темпов экономического роста. Однако ряд признаков не дает основания утверждать, что единственной причиной этих сдвигов явилась экономическая доктрина, выстроенная в соответствии с теорией предложения. Так, например, динамика нормы сбережений не оказалась столь позитивной, как это предусматривалось теоретиками концепции предложения. Самым большим расхождением теории и практики оказался дальнейший рост дефицита бюджета в США, что заставило пострейгановскую администрацию постепенно увеличивать уровень налогообложения. Тем не менее, следует констатировать, что теория предложения сыграла в целом положительную роль, выявила существующие макроэкономические зависимости и предложила весьма ясные рецепты лечения ряда недугов, что не только способствовало дальнейшему развитию теории, но и обогатило хозяйственную практику.