Экономическая социология и ее место в системе социального и гуманитарного знания: экономическая социология и экономическая теория

Американский социолог П. Бергер определил социологию как науку о "человеке в обществе" и "обществе в человеке". Принципиальное значение для выявления предмета социологии вообще и любой отраслевой социологической дисциплины имеет используемая ею модель человека, те его унифицированные свойства, которые она рассматривает как значимые и от которых абстрагируется, отвлекается.

Формирование экономической науки потребовало формирования модели "экономический человек" – homo есопотiсus, а в социологии сформирована модель "социологический человек" – homo sociologicus.

Экономика, изучая определенные действия человека в обществе, абстрагируется от социальных связей, культурных ценностей, нравственных норм, идеологических и религиозных убеждений, властных отношений, традиций, эмоциональных реакций и т.д. Ее интересует "экономический человек" как субъект:

1) изолированный, атомизированный, рассматриваемый вне связей с обществом, другими людьми, социальными группами (родственными, этническими, профессиональными и т.д.), социальными институтами (государством, семьей, церковью и т.д.);

2) ориентированный исключительно на экономический интерес – на максимизацию прибыли, рентабельность, эффективность; из его мотивации полностью исключены все неэкономические факторы, такие, например, как соображения религиозной веры, патриотизма, лояльности и т.д.;

3) абсолютно рациональный в отношении своих экономических действий, всегда просчитывающий наиболее эффективный путь достижения целей; на него не влияют ни случайности, ни аффекты, ни подсознательные или не до конца осознанные, иррациональные интуиции;

4) эгоистический, ориентированный исключительно на свои собственные интересы и цели (в том числе и чисто гедонистического свойства) и не принимающий во внимание соображения солидарности, морали и долга, чести и совести, а также интересы и цели ни других людей, ни общества;

5) независимый, находящийся вне отношений господства и подчинения, вне власти, реализующий только собственные интересы и цели;

6) абсолютно информированный и квалифицированный, всегда располагающий полными сведениями и знаниями, необходимыми для принятия правильного решения;

7) статичный, абстрагированный от исторического развития.

Ясно, что в реальной жизни такой человек не существует, это абстракция, созданная путем логического доведения до абсолюта ряда свойств занятого в экономике человека. Такая абстракция необходима для удобства познавательной деятельности в экономической науке, однако за ее пределами она лишает нас возможности исследовать значимые аспекты экономической жизни общества. Ведь реальный участник хозяйства – предприниматель, менеджер, наемный работник, продавец, покупатель и т.д. – никогда не бывает полностью изолирован от общества и от других людей. Он является гражданином государства, имеет родственные и дружеские связи, религиозные, политические и нравственные убеждения, соблюдает традиции и обычаи, нормы поведения того общества, в котором живет, придерживается определенных вкусов, эстетических предпочтений, испытывает любовь и ненависть, радость и гнев, благодарность и зависть. Прежде чем заняться хозяйственной деятельностью, человек любого общества овладевает профессиональными навыками, а для этого осваивает язык и нормы культуры своего общества, входит в соприкосновение с государственными органами и другими органами власти, занимает свободную нишу в уже сложившихся хозяйственных связях и играет отведенную ему роль. Если рассматривать участника хозяйственной жизни исключительно как "экономического человека", то невозможно понять, почему мы иной раз предпочитаем дорогой товар дешевому, отказываемся от высокооплачиваемой работы в пользу менее выгодной, но более удобной и интересной, почему предприниматель добровольно тратит часть прибыли на благотворительные нужды, почему наемный работник не обязательно повышает производительность труда ради более высокой заработной платы, и т.д. Все это заставляет нас посмотреть на социальную природу экономического действия, его социальные мотивы и последствия. Таким образом, экономическая жизнь и экономические действия людей рассматриваются как социально обусловленные и попадают в предметную область социологии, а субъект экономической деятельности рассматривается как "социологический человек".

"Социологический человек", в отличие от "экономического человека", представляет собой продукт социальных отношений, его действия основаны на ценностях, нормах, традициях, выработанных обществом. Он, помимо экономического интереса, руководствуется нравственными, религиозными, культурными, эстетическими и прочими мотивами; в своих действиях он ориентируется на оценки и мнения других людей, на социальные группы, к которым принадлежит, на необходимость поддерживать и оптимизировать связи и интегрироваться в существующие институциональные структуры. Таким образом, "социологический человек" не атомизирован и не эгоистичен, его действия ориентированы на других. Кроме того, он встроен в иерархические и властные отношения, вынужден кому-то подчиняться и в свою очередь господствует над кем-то. "Социологический человек" всегда помещен в системы дифференцированных социальных групп и сообществ, обладает спецификой, обусловленной классовой, этнической, конфессиональной и иной принадлежностью.

Особый вопрос представляет информированность "социологического человека", которая может быть ограничена как отсутствием или ограниченностью доступа к необходимой для принятия решений информации, так и отсутствием необходимой для интерпретации и использования информации квалификации, препятствующими ее восприятию социокультурно обусловленными информационными "шумами". Поэтому люди нередко действуют не столько на основе рационального выбора оптимального решения, сколько интуитивно, или на основе сложившихся привычек, традиций, опыта, или даже эмоционально – например, финансовое поведение людей, их обращение с деньгами нередко обусловлено не только рациональным расчетом, но и "страстями".

Еще одно важное отличие "социологического человека" от "экономического человека" состоит в том, что он всегда рассматривается в контексте развития, становления, соответствующего развитию тех социальных групп, к которым он принадлежит, и тех форм деятельности, которыми он занят.

Поэтому для экономической социологии важнейшей проблемой анализа является действие носителей разных хозяйственных ролей и функций в их историческом становлении, например, историческая эволюция типов предпринимательства, хозяйственных организаций, наемного труда.

Обобщим отличия базовых абстракций человека в экономической теории и социологии с помощью рис. 1.1.

Рис. 1.1. Отличия базовых абстракций человека в экономической теории и социологии

Проблема состоит в том, что если модель "экономический человек" представляет нам рационального эгоиста, ориентированного исключительно на максимизацию собственной прибыли, то модель "социологический человек" создает абстракцию зависимого от общества, от оценок и мнений других людей, механически выполняющего нормы и разделяющего предлагаемые ценности пассивного "социального робота".

В реальной жизни люди ведут себя иначе, чем умозрительные модели, созданные учеными, а задачи социологов состоят в исследовании именно реальности. Поэтому предметом их внимания становятся отклонения от моделей, состоящие в том, что человек не только следует социальным нормам, но, как правило, свободно их интерпретирует или даже действует вопреки этим нормам. Люди не просто принимают навязываемые им ценности, но и оценивают их, выбирают. В процессе адаптации к социальной реальности человек не просто "проигрывает" роли, а выбирает их в соответствии с собственными склонностями, обусловленными как личными особенностями, так и, что важно для социологов, своим габитусом (П. Бурдье), обусловленным социальной историей. Люди не только действуют рационально, но и выбирают разные типы рационального действия, по-разному оценивая свои возможности, цели, ресурсы действия. Все это ставит перед социологами специфические задачи типологизации взаимосвязей социального и экономического, анализа форм их взаимоперехода.

Кроме того, в рамках феноменологической социологии, социального психоанализа и ряда других направлений были сделаны выводы о том, что поведение человека в обществе далеко не всегда рационально: он ориентируется не только и не столько на четко осознанные цели и адекватные пути их достижения, а на нечеткое "обыденное знание", на привычные стереотипы, на эмоциональную, нравственную атмосферу вокруг, на поведение других людей. Все это вносит в модель "социологический человек" элемент иррациональности, неопределенности, спонтанности, который тоже представляет интерес для социолога. С такими корректировками "социологический человек" уже предстает как носитель действий с непреднамеренными последствиями, не просчитываемыми ни с позиций ни экономической целерациональности, ни социальной ценностной рациональности.