Экономическая организация государства и его экономические функции

Существование провалов рынка обусловливает необходимость вмешательства государства. Роль последнего заключается не в жестком контроле за деятельностью всех экономических агентов, не в подавлении рынка и конкуренции, а в создании условий, способствующих развитию национального хозяйства.

Для этого государство выполняет ряд функций, к которым относятся:

создание правовой и институциональной основ функционирования рынка:

защита конкуренции. Различные объединения фирм не способны самостоятельно создать конкурентные условия функционирования рынка, которые будут соблюдать все участники. Преследование своих целей будет побуждать отдельных производителей к нарушению условий конкуренции. На государство возлагается создание данных условий, их законодательное подкрепление и обеспечение структурами, контролирующими их выполнение всеми участниками;

регулирование денежного предложения. Государство, являясь монополистом по выпуску денег, может использовать различные инструменты для регулирования денежной массы с целью оживления или, наоборот, сдерживания рынка;

перераспределение национального дохода. Рыночные механизмы сопровождаются неравенством при распределении доходов, поэтому государство обеспечивает создание системы, снижающей неравенство: прогрессивное налогообложение, трансфертные платежи, проведение социальной политики;

макроэкономическая стабилизация. Государственными структурами проводится разработка и реализация мероприятий, направленных на обеспечение экономического роста, полной занятости, стабилизацию уровня цен;

регулирование отраслевой и региональной структур, осуществляемое для сглаживания неравномерного развития отраслей народного хозяйства и регионов страны.

Государство реализует свои функции, используя набор правовых, административных и экономических методов. Правовые методы призваны обеспечить законодательное установление экономических правил поведения всех участников рынка: распределение прав собственности, порядок создания, регистрации и функционирования фирм, заключение контрактов и т.п. Действие административных рычагов направлено на регулирование провалов рынка, в первую очередь – снижение действия отрицательных внешних эффектов, обеспечение социальной защиты населения, создание и поддержание национальных стандартов, регулирование монопольных рынков и т.д.

Правовые и административные методы относятся к группе прямых, так как их действие направленно непосредственно на объект регулирования; при этом игнорирование и невыполнение условий, определяемых данной группой методов, влечет за собой применение различных санкций.

Цель применения экономических (косвенных) методов – стимулирование деятельности и обеспечение участников экономических отношений необходимыми условиями для эффективного функционирования. Данная группа включает в себя множество инструментов, таких как денежно-кредитная, налогово-бюджетная, таможенная, валютная политики (подробнее см. гл. 8, 9).

Создание и регулирование правовой и институциональной экономической среды

Одна из главных функций государства в рыночной экономике – формирование экономической среды (см. подпараграф 7.2.1).

Под экономической средой понимают совокупность экономических условий, институциональных и правовых основ формирования и осуществления отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Наиболее часто используемое определение института дал лауреат Нобелевской премии Дуглас Норт: "...Правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми"[1].

Джеффри Ходжсон определил рынок "...как набор социальных институтов, в рамках которых регулярно происходит большое количество актов обмена специфического типа, причем данные институты в известной мере способствуют этим актам обмена и придают им структуру"[2].

Стихийно сформированные институты, в которых правила и нормы поведения будут приняты участниками вследствие эволюционных изменений, не обладают достаточным количеством инструментов принуждения к выполнению всех норм и правил, что позволяет агентам использовать различные ситуации в собственных корыстных интересах.

Государства, принимая различные нормативно-правовые акты, способно создать институты, при этом ввести санкции за нарушения. В странах с развитой рыночной экономикой формирование институтов происходило на протяжении веков, при этом многие институты из неформальных были на основе законодательства переведены в формальные. При переходе от командно-плановой экономики к рыночной появилась необходимость в формировании институтов, позволяющих рынку эффективно работать.

Для эффективного функционирования рынка как института требуется обеспечение его структурой, регулирующей все возникающие отношения между участниками. Основными элементами такой структуры становятся органы власти и организации, действие которых направлено на регулирование отношений всех экономических агентов.

Один из основных элементов – судебные органы, решающие экономические споры. В ведении суда общей юрисдикции находится разрешение споров, возникших вследствие нарушения имущественных и неимущественных прав граждан в сфере гражданских, жилищных, трудовых, земельных и иных отношений. Споры, ставшие результатом финансовохозяйственных отношений между экономическими агентами, рассматриваются арбитражными судами.

Обеспечение безопасности деятельности граждан и хозяйствующих субъектов, выявление фактов нарушения законодательства в экономической сфере или нарушения прав третьих лиц относятся к функциям полиции.

Налоговые органы, создаваемые государством, занимаются урегулированием налоговых споров, осуществляют учет налогоплательщиков, регистрацию юридических и физических лиц в качестве предпринимателей, контролируют деятельность негосударственных лотерей и т.п.

Обладание государством функцией эмиссии денег обусловливает необходимость создания органа, занимающегося регулированием денежной массы на рынке. В России данную функцию осуществляет Центральный банк РФ (ЦБ РФ), обладающий исключительным правом эмиссии денежных средств, реализующий функцию зашиты и обеспечения устойчивости рубля. Помимо двух основных, определенных Конституцией РФ, функций ЦБ РФ проводит кредитно- денежную политику, контролирует деятельность кредитных учреждений, осуществляет валютное регулирование и валютный контроль и т.п.

Деятельность различных элементов институциональной среды основано на существующем законодательстве. Принятые нормативно-правовые акты регулируют все сферы деятельности и жизни, как-то:

– создание фирм различных форм собственности, их реорганизация и ликвидация, банкротство;

– регулирование договорных отношений между участниками рынка;

– обеспечение конкурентных условий и контроль деятельности монополий;

– разработка государственных программ, направленных на развитие предпринимательства (в первую очередь малого);

– защита потребителей от недобросовестных компаний, производящих или реализующих продукцию несоответствующего качества;

– обеспечение населения социально значимыми товарами и услугами и т.д.

Формирование экономического климата

Экономический климат представляет собой совокупность экономических, институциональных и правовых условий осуществления предпринимательской деятельности.

Формирование институциональных и правовых условий было рассмотрено в подпараграфе 7.2.2.

Состояние экономического климата оказывает влияние на развитие в стране малого и среднего бизнеса. Задача государства – анализ и постоянный мониторинг экономического климата, выявление негативных условий и принятие мер по их улучшению.

Улучшение экономического климата может достигаться посредством проведения государством макроэкономической политики, основные цели, направления и инструменты которой будут рассмотрены в параграфе 7.3.

Мероприятия по развитию экономического климата охватывают следующие направления:

разработка средне- и долгосрочной социально-экономической стратегии государства;

налогово-бюджетная политика, стимулирующая развитие малого и среднего предпринимательства: упрощение системы налогообложения, введение налоговых льгот, развитие электронных систем налоговой отчетности;

политика занятости населения (см. гл. 6): предоставление возможности работать сверхурочно, принятие уровня отчислений в фонды социального обеспечения и занятости, приемлемого для работодателей и наемных работников и т.д.;

инвестиции в инфраструктуру (как частные, так и государственные): реализация проектов на основе государственно-частного партнерства, осуществление концессионной политики;

инвестиции в человеческий капитал: развитие системы образования, повышение экономической и правовой грамотности населения, занятого в сфере малого и среднего бизнеса, и др.

В гл. 2 дано понятие теневой экономики, существование которой ухудшает экономический климат. Чем выше доля теневой экономики, тем сложнее проводить мероприятия по улучшению условий осуществления предпринимательства. Это может быть связано с недоверием власти со стороны населения, непониманием и непринятием проводимых мероприятий, нежеланием легализовать собственный бизнес и т.п.