Лекция I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДОИНДУСТРИАЛЬНЫХ ОБЩЕСТВ: ОТ ЗАРОЖДЕНИЯ ДО ПЕРВЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Изучив эту главу, вы будете знать:

• причины появления первых экономических учений в Древнем мире;

• особенности и основные положения экономических воззрений, сформировавшихся в Древнем мире;

• общие и отличительные черты развития экономической мысли на Древнем Востоке и в античных государствах;

• основные произведения Древнего мира, в которых нашла отражение экономическая мысль.

Основные понятия: экономика и хрематистика, автаркия, происхождение и функции денег, натуральный характер экономики, полисная система хозяйства, разделение труда, специализация, вилла, латифундия, касты, конфуцианство, демократия, римское право.

Экономическая мысль Древнего Востока

Характеристика эпохи

Первые цивилизации появились в IV–III тысячелетиях до н.э. на землях с жарким климатом, в долинах рек Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы с плодородными наносными почвами. Появление института собственности, распространение обмена и зарождение на этой основе имущественного и социального неравенства способствовали образованию нового типа общества, появлению таких государств, как Древний Египет, Вавилон, Шумер, Ассирия, Индия, Китай (их называют государствами Древнего Востока), представлявших собой деспотическую монархию или "восточную деспотию".

Па Востоке основные средства производства – земля и оросительные системы – принадлежали государству.

Основными производителями материальных благ являлись свободные земледельцы, жившие общинами. Существование общин было связано с необходимостью создания и поддержания в рабочем состоянии ирригационной системы – хозяйственной основы восточных обществ.

Земледельцы и ремесленники платили налоги и выполняли трудовые повинности в пользу государства. Рабство носило патриархальный характер. Труд рабов использовался в домашнем хозяйстве или на тяжелых работах. Хозяйственная жизнь контролировалась разветвленным государственным бюрократическим аппаратом.

Экономику в целом отличал натуральный характер. Но углубление общественного разделения труда, развитие ремесленного производства и торговли способствовало формированию рыночных отношений и институтов, которые, медленно вытесняя натуральное хозяйство, формировали предпосылки для товарного производства.

Отличительной чертой всех "восточных" обществ являлось стремление к неизменности. Хозяйство развивалось очень медленно, постоянно воспроизводя прежние формы и отношения, сдерживая развитие новых сил и тенденций, которые могли угрожать сложившейся социально-экономической системе, подорвать эффективность традиционных экономической и политической систем. Консервативная стабильность являлась гарантией их существования.

Восточные общества представляли собой жестко исрар- хизированные структуры. Собственность и власть в них были слиты воедино. На вершине пирамиды находился верховный правитель. Его абсолютная власть освящалась религией.

Высшие слои общества состояли преимущественно из чиновников, которые находились в полной зависимости от правителя. Единственным источником их дохода нередко было только жалование. Чиновники и военачальники владели земельными участками, дворцами, слугами, но лишь до тех пор, пока состояли на службе. Социальное положение, благополучие человека, его богатство зависели не от личных качеств, профессионализма, предприимчивости и деловитости, а лишь от близости к верховной власти.