Лекция IX. Экономическая и контрольная работа государственных органов

Эффективное и рациональное использование ограниченных финансовых ресурсов и собственности государства является обязательным условием его успешного развития. Опыт стран с развитой экономикой показывает, что интересы государства и общества могут быть защищены только при условии эффективного функционирования органов государственной власти, обеспечивающих полное и своевременное поступление доходов в бюджеты всех уровней, а также органов государственного финансового контроля, на которых возложены функции по контролю расходования бюджетных средств.

Важно организовать стабильное функционирование указанных органов, а также осуществлять непрерывную координацию их деятельности, так как от этого во многом зависит не только результативность их собственной деятельности, но и устойчивость развития как политической, так и экономической системы государства.

Последние изменения в бюджетном законодательстве РФ, особенно в части внедрения методов бюджетирования, ориентированного на результат, требуют пересмотра методологии и процедур государственного контроля, в том числе определенное реформирование самих контрольных органов.

Лекция 30. Работа органов по обеспечению доходов и расходов бюджетов

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

– перечень и функции основных органов, обеспечивающих исполнение бюджета,

– особенности работы и функции таможенных органов РФ в рамках Таможенного союза;

– основы таможенного законодательства Таможенного союза;

– задачи Минфина России, Казначейства России и ЦБ РФ по обеспечению исполнения бюджета;

– цель создания и порядок функционирования единого счета Казначейства России по учету доходов и средств федерального бюджета;

уметь

– определять структуру администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет РФ;

– анализировать показатели деятельности ФНС России и таможенных органов по обеспечению доходов бюджетов;

владеть

– основами работы органов по обеспечению доходов и расходов бюджетов.

Работа органов по исполнению бюджета является неотъемлемой частью бюджетного процесса. По существу, в течение финансового года только на федеральном уровне несколько десятков органов исполнительной власти обеспечивают поступление в доход федерального бюджета налоговых и неналоговых доходов. В осуществлении расходов бюджетов также участвуют органы, которые в рамках бюджетного процесса выступают главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств. Тем не менее основной груз ответственности за организацию бюджетного процесса ложится на финансовые органы. В представленной главе характеризуется роль основных участников бюджетного процесса, осуществляющих обеспечение доходов и расходов бюджетов бюджетной системы РФ, рассмотрены их полномочия, приведены некоторые показатели их деятельности.

Ключевые понятия

ФНС России, структура и функции (полномочия), ФТС России, структура и функции (полномочия), функции и полномочия Минфина России, функции Казначейства России, Единый счет бюджета, Единый казначейский счет, ЦБ РФ (функции и полномочия), понятие администратора бюджетных средств

Важную роль в обеспечении поступлений в доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы играет единая централизованная система налоговых органов РФ. Деятельность ФНС России направлена на осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей.

ФНС России имеет разветвленную систему территориальных налоговых органов (управлений ФНС России), на которые возложены функции по взаимодействию непосредственно с налогоплательщиками по уплате налогов и сборов. С деятельностью ФНС России по сбору налоговых платежей тесно связаны такие полномочия, как ведение Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и Единого государственного реестра налогоплательщиков.

В целях обеспечения взаимодействия с налогоплательщиками работники налоговых органов обязаны бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения.

При этом налоговые органы вправе проводить налоговые проверки, контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам, требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений налогового законодательства и контролировать выполнение указанных требований, приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках и налагать арест на их имущество в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах в Российской Федерации.

Следует также отметить, что налоговые органы обеспечивают поступление не только налоговых доходов бюджетов, но и неналоговых, таких как недоимки, пени и штрафы по налогам и сборам.

Одним из основных показателей деятельности ФНС России по обеспечению доходов бюджетной системы является информация о поступлении администрируемых ФНС России доходов в бюджетную систему Российской Федерации за определенный период времени.

Стратегической целью ФНС России является формирование и функционирование эффективной налоговой системы. При этом должна быть обеспечена макроэкономическая стабильность и эффективное функционирование налоговой системы, создающие условия для устойчивого экономического роста.

Таблица 30.1. Поступление администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2012–2013 гг.

Вид бюджета

Поступления по уровням бюджета за первое полугодие 2012–2013 гг. (млрд руб.)

2012 г.

2013 г.

темп, %

Консолидированный бюджет РФ

5456,8

5432

99,5

Федеральный бюджет

2605,4

2655,3

101,9

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

2851,4

2776,7

97,4

Виды налогов

Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за первое полугодие 2012–2013 гг.

2012 г.

2013 г.

темп, %

Налог на добычу полезных ископаемых

1247,2

1251,8

100,4

НДФЛ

1005,9

1118,8

111,2

Налог на прибыль

1297,5

995,2

76,7

НДС

978,4

978,7

100,0

Акцизы

361,6

444,3

122,9

Имущественные налоги

351

406

115,7

Эффективная налоговая система (включающая как основные элементы налогообложения, так и процедуры налогового администрирования) должна соответствовать следующим основным требованиям.

Во-первых, учитывая, что за счет налоговых поступлений формируется более 70% доходов бюджетной системы РФ, налоговая система должна обеспечивать устойчивое формирование бюджетных доходов, необходимых для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, а также осуществление ФНС России и ее территориальными органами функций главного администратора доходов соответствующих бюджетов.

Во-вторых, уровень и структура налоговой нагрузки не должны ухудшать условия для экономического роста, искажать условия конкуренции, препятствовать притоку инвестиций. В современных условиях налоговая политика является одним из наиболее значимых инструментов для повышения конкурентоспособности и диверсификации структуры экономики Российской Федерации.

В-третьих, администрирование налоговых платежей должно исходить из минимизации связанных с ним издержек бизнеса за счет совершенствования налогового учета и отчетности, устранения неопределенности, пробелов и внутренних противоречий налогового законодательства, регламентации, повышения прозрачности и упрощения процедур взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами.

Свой вклад в обеспечение поступлений в доходы бюджетов вносят таможенные органы РФ, осуществляющие таможенный контроль в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза (ст. 1 и 95 Таможенного кодекса Таможенного союза), а в части, не урегулированной Таможенным кодексом Таможенного союза, – в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза. Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ.

Среди функций таможенных органов в сфере обеспечения уплаты таможенных платежей необходимо отметить, что таможенные органы РФ:

– проводят таможенный контроль, совершенствуют методы совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, создают условия, способствующие ускорению товарооборота при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации;

– взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;

– обеспечивают на территории РФ соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Таможенного союза;

– обеспечивают, если иное не установлено законодательством РФ, соблюдение установленных в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза и законодательством РФ запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации;

– обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав на объекты интеллектуальной собственности;

– выявляют, предупреждают, пресекают преступления и административные правонарушения, отнесенные законодательством РФ к компетенции таможенных органов, а также иные связанные с ними преступления и правонарушения, проводят неотложные следственные действия и осуществляют предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам об указанных преступлениях, осуществляют административное производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (о нарушениях таможенных правил), оказывают содействие в борьбе с коррупцией и международным терроризмом, осуществляют противодействие незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и (или) через Государственную границу РФ;

– содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов потребителей товаров, ввозимых в Российскую Федерацию;

– осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза, валютным законодательством РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования;

– содействуют развитию экспортного и транзитного потенциала Российской Федерации, оптимизации структуры экспорта, защищают с использованием средств таможенного регулирования интересы отечественных товаропроизводителей, постоянно совершенствуют систему таможенного контроля, способствующую оптимальному использованию ресурсов таможенных органов;

– обеспечивают в соответствии с международным договором государств – членов Таможенного союза меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу Таможенного союза валюты государств – членов Таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков;

– разъясняют заинтересованным лицам их права и обязанности в области таможенных правоотношений, оказывают содействие в пределах своих полномочий участникам внешнеэкономической деятельности в реализации ими своих прав при совершении таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств международной перевозки;

– обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела является ФТС России. В структуру ФТС России входят ее территориальные органы, осуществляющие деятельность не только на территории РФ, но и за ее пределами.

Правовые, экономические и организационные основы таможенного дела до 2010 г. определял Таможенный кодекс Российской Федерации, утвержденный Верховным советом РФ от 18 июня 1993 г. и действовавший до вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза от 1 июля 2010 г. В связи со вступлением в силу последнего произошли следующие изменения:

– срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров увеличен до трех лет с момента окончания нахождения товаров под таможенным контролем;

– установлена новая форма таможенного контроля – таможенная проверка;

– расширен перечень лиц, у которых может проводиться таможенный осмотр помещений и территорий;

– установлены новые формы таможенного контроля – проверка системы учета товаров и отчетности и учет товаров, находящихся под таможенным контролем.

Таможенное законодательство Таможенного союза содержит большое количество отсылочных норм к национальным законодательствам государств – членов Таможенного союза, что приводит к отсутствию единообразия и прозрачности таможенного администрирования, вызывает негативное восприятие интеграционных процессов у участников внешнеэкономической деятельности.

Основным показателем, характеризующим деятельность ФТС России, является сумма средств, перечисленных таможенными органами в федеральный бюджет за конкретный период времени.

К примеру, за пять месяцев 2013 г. сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 2559,46 млрд руб. Для сравнения – за пять месяцев 2012 г. сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 2619,7 млрд руб. (всего за 2012 г. – 6579,25 млрд руб.), за пять месяцев 2011 г. сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 2122,24 млрд руб.

Центральное место в системе органов государственной власти, полномочия которых связаны с обеспечением доходов и расходов бюджетов, занимает Минфин России. Среди стратегических целей Минфина России необходимо выделить следующие:

– обеспечение выполнения и создание условий для оптимизации расходных обязательств Российской Федерации;

– поддержание макроэкономической и финансовой прозрачности и стабильности как основы для устойчивого социально-экономического развития страны;

– создание условий для эффективного выполнения полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

– оптимизация управления государственным долгом и финансовыми активами;

– обеспечение надежности и безопасности финансовой системы и финансовых институтов.

Минфин России осуществляет широкий круг полномочий, среди которых:

– методическое руководство в области бюджетного планирования, направленного на повышение результативности бюджетных расходов;

– управление средствами Резервного фонда РФ и Фонда национального благосостояния;

– методологическое обеспечение кассового обслуживания органами Казначейства России бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;

– организация ведения главными распорядителями средств федерального бюджета мониторинга бюджетного сектора.

Ключевая функция Минфина России состоит в обеспечении полного и своевременного исполнения расходных обязательств Российской Федерации, установленных нормативными правовыми актами, а также вытекающими из договоров и соглашений, заключенных получателями средств федерального бюджета.

Необходимыми условиями устойчивости бюджетной системы являются соответствие расходных обязательств полномочиям и функциям органов государственной власти и оптимальное распределение бюджетных ресурсов для финансирования этих функций. Минфин России в пределах своей компетенции обеспечивает выполнение и создает нормативные и методологические основы для оптимизации действующих и вновь принимаемых расходных обязательств Российской Федерации, необходимых для эффективной реализации полномочий и функций федеральных органов государственной власти.

Функция Минфина России заключается в своевременной и качественной подготовке проекта федерального закона о федеральном бюджете, а также обеспечении исполнения федерального бюджета и формировании бюджетной отчетности.

При подготовке и организации исполнения бюджета Минфин России учитывает необходимость выполнения обеспечения всех расходных обязательств Российской Федерации. Минфин России в рамках своей компетенции обеспечивает поддержание приемлемого объема расходных обязательств, в частности, путем внесения предложений по оптимизации действующих и соблюдения установленных процедур принятия новых обязательств.

Среди функций Минфина России следует выделить организацию мониторинга бюджетного сектора. Так, начиная с 2008 г. Минфином России проводится ежеквартальный и ежегодный мониторинг качества финансового менеджмента главных распорядителей средств федерального бюджета, отчеты о котором направляются в Правительство РФ в составе ежеквартальной и годовой отчетности об исполнении федерального бюджета.

Казначейство России осуществляет функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ. В рамках организации бюджетного процесса Казначейство России:

– доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;

– ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;

– открывает в ЦБ РФ и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств;

– открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

– ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

– ведет учет показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;

– осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы РФ;

– осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета;

– осуществляет подтверждение денежных обязательств федерального бюджета и совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов федерального бюджета в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств;

– осуществляет управление операциями на едином счете федерального бюджета.

Концепция функционирования единого счета Казначейства России по учету доходов и средств федерального бюджета (Концепция единого счета) была разработана в 2000 г. в целях повышения эффективности управления государственными финансами.

Создание единого счета Казначейства России по учету доходов и средств федерального бюджета стало одной из главных стадий формирования системы казначейского исполнения федерального бюджета с целью централизации учета и оптимизации потоков движения доходов и средств федерального бюджета. Схема единого казначейского счета установила новый порядок движения и учета средств федерального бюджета, позволила значительно сократить сроки использования доходов бюджета для финансирования расходов.

До внедрения единого счета Казначейства России доходы можно было использовать только через 5–6 дней после их зачисления на счета органов Казначейства. Сегодня органы Казначейства России на следующий день владеют всей информацией о поступлениях в федеральный бюджет в целом по Российской Федерации в разрезе видов поступлений и кодов бюджетной классификации РФ.

В 2003 г. Единый счет в части учета доходов, распределяемых органами Казначейства России, был внедрен во всех субъектах РФ на уровне управлений Казначейства по субъектам РФ. При этом в рамках функционирования единого счета все налоги и сборы стали зачисляться на счета, открытые управлениям Казначейства по субъектам РФ, что ускорило получение отчетности по исполнению доходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы и позволило обеспечить соблюдение нормативов распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ. Ежедневно все федеральные доходы, поступившие за предыдущий день, поступают на Единый счет федерального бюджета, открытый Казначейству России.

Одновременно с этим во всех субъектах РФ произошло внедрение Единого казначейского счета в части осуществления расходов федерального бюджета через счета, открытые управлениям Казначейства России, что позволило консолидировать все остатки средств федерального бюджета на едином счете Казначейства, а также осуществлять с него кассовые операции по оплате денежных обязательств.

Единый счет бюджета – счет (совокупность счетов для федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ), открытый (открытых) Казначейству России в учреждении ЦБ РФ отдельно по каждому бюджету бюджетной системы РФ для учета средств бюджета и осуществления операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета.

Единый казначейский счет представляет собой счет Казначейства России, на котором аккумулируются денежные средства федерального бюджета и отражаются операции органов государственной власти РФ в валюте РФ по исполнению федерального бюджета.

Порядок функционирования единого казначейского счета заключается в следующем. Налогоплательщики перечисляют все налоги и сборы на счет по учету налогов и сборов управлений Казначейства

России, открытый в учреждении ЦБ РФ. Таким образом, в управлениях происходит объединение четырех действующих в настоящее время доходных лицевых счетов и закрытие лицевых счетов на уровне отделения Казначейства России.

Ежедневно Управление Казначейства России распределяет доходы, поступившие на счет по учету доходов, по разным уровням соответствующих бюджетов и перечисляет их на лицевые счета по учету средств бюджета субъекта РФ, местных бюджетов, на лицевые счета государственных внебюджетных фондов, а в части федерального бюджета – на единый казначейский счет, открытый Главным управлением Казначейства России в учреждении ЦБ РФ, а также осуществляет возврат налогоплательщикам излишне уплаченных или излишне взысканных налогов и сборов в пределах остатка средств на лицевом счете.

Управления Казначейства России ежедневно передают отделению Казначейства России информацию о поступивших налогах и сборах по электронным каналам связи для последующей передачи территориальным налоговым и финансовым органам необходимой им информации о поступивших доходах и сборах.

Учет всех налогов и сборов, поступающих во все уровни бюджетов, осуществляется органом Казначейства России, что позволяет органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления и налоговым органам иметь оперативно общую информацию о поступивших на территории субъектов РФ налогах и сборах.

Перечисление средств на проведение расходов федерального бюджета осуществляется Главным управлением Казначейства России в пределах остатка средств на едином казначейском счете на основе заявок управлений Казначейства России о перечислении средств в объеме, необходимом для проведения расходов федерального бюджета.

Операции по расходам федерального бюджета осуществляются через счета управлений.

Главное управление производит перевод средств федерального бюджета с единого казначейского счета в течение операционного дня учреждения ЦБ РФ, а их зачисление на счет Управления Казначейства России производится в обязательном порядке в начале следующего операционного дня учреждения ЦБ РФ.

Финансирование бюджетных учреждений производится распорядителями бюджетных средств через органы Казначейства России и отражается на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых в органах Казначейства. При этом бюджетные учреждения и организации не должны иметь отдельных лицевых счетов для учета средств федерального бюджета ни в учреждениях ЦБ РФ, ни в кредитных организациях. Вместе с тем это не ограничивает в рамках предоставленных полномочий самостоятельности министерств, иных федеральных органов исполнительной власти и бюджетных учреждений по вопросам использования выделенных им в соответствии с бюджетными назначениями ассигнований.

Управление Казначейства России осуществляет оплату расходов федерального бюджета получателям бюджетных средств в течение операционного дня учреждения ЦБ РФ в пределах имеющихся средств на лицевом счете и весь неиспользованный остаток в конце операционного дня учреждения ЦБ РФ перечисляет на Единый казначейский счет.

Для выдачи бюджетным учреждениям и организациям, лицевые счета которых открыты в отделениях Казначейства России, наличных денежных средств на выплату заработной платы и другие установленные законодательством РФ расходы, отделение Казначейства России открывает счет в учреждении ЦБ РФ или кредитной организации.

На Единый казначейский счет поступают доходы федерального бюджета и остатки неиспользованных средств федерального бюджета, перечисляемые с лицевых счетов управлений Казначейства России. С единого казначейского счета ежедневно Главное управление Казначейства России осуществляет перечисления средств управлениям Казначейства России. Аналитический учет ежедневных поступлений в федеральный бюджет доходов и расходов федерального бюджета по кодам бюджетной классификации РФ в разрезе субъектов РФ и нарастающим итогом с начала года осуществляется Казначейством России в Главной книге Казначейства России, которая является основным учетным регистром.

Технология единого казначейского счета позволяет Правительству РФ иметь ежедневную информацию о фактическом наличии средств федерального бюджета и произведенных расходах федерального бюджета, необходимую для принятия решений о финансировании приоритетных расходов, целесообразности привлечения средств на финансирование дефицита федерального бюджета.

Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в рамках предоставленных им законодательством РФ полномочий остаются самостоятельными в вопросах использования средств в соответствии с назначениями, установленными законодательными актами субъектов РФ и решениями органов местного самоуправления о бюджете на очередной финансовый год. Причем процедура казначейского исполнения бюджетов позволяет вести обособленный учет исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

В настоящее время управлениям Казначейства России по субъектам РФ открыто 85 счетов на балансовом счете № 40105 "Средства федерального бюджета". По счетам, открытым управлениям Казначейства России на балансовом счете № 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации", всего открыто 89 счетов.

Рис. 30.1. Схема функционирования Единого казначейского счета

К преимуществам Единого казначейского счета следует отнести:

– эффективное управление средствами федерального бюджета;

– сокращения срока их прохождения до получателя бюджетных средств;

– обеспечение сохранности и централизованного учета поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ;

– возможность получения оперативной информации о ходе исполнения федерального бюджета.

ЦБ РФ осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, а также осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами РФ.

Средства федерального бюджета и средства государственных внебюджетных фондов хранятся в ЦБ РФ. При этом ЦБ РФ без взимания комиссионного вознаграждения осуществляет операции со средствами федерального бюджета, средствами государственных внебюджетных фондов, средствами бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также операции по обслуживанию государственного долга Российской Федерации и операции с золотовалютными резервами.

Одним из нововведений в рамках реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации стало внедрение понятия администратора бюджетных средств, на которого были возложены функции по учету не только расходов бюджета, но и поступлений в соответствующий бюджет. Первым шагом по внедрению принципов, заложенных в Концепцию реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004–2006 годах, одобренную постановлением Правительства РФ от 22.05.2004 № 249, стало внесение в декабре 2004 г. соответствующих изменений в БК. Данные изменения предусматривали закрепление основных источников доходов бюджетов РФ за конкретными администраторами поступлений в бюджеты РФ. При этом администраторами поступлений выступали федеральные органы государственной власти, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

Таким образом, обеспечивалось не только закрепление расходов бюджетов за главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств, но и доходов за администраторами поступлений. Вторым этапом в обеспечении полноценного функционирования механизма администрирования доходов бюджетов стало выделение с 1 января 2008 г. в структуре администраторов доходов главных администраторов доходов бюджетов по аналогии с главными распорядителями бюджетных средств. При этом главными администраторами могут выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы местной администрации, органы управления государственными внебюджетными фондами, ЦБ РФ и иные организации, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета.

С 1 января 2008 г. перечень главных администраторов доходов бюджета утверждается законом (решением) о бюджете.