Экономическая информация как часть ресурса информационного общества

Предприятие (особенно его головной офис) можно рассматривать как эффективный информационный центр (рис. 1.1), в котором реализуется информационный процесс, т.е. обрабатывается информация, содержащаяся как во внешнем, так и внутреннем потоке.

Рис. 1.1. Информационные потоки предприятия

Информационный процесс – это осуществление всей совокупности следующих элементарных информационных актов: прием или создание информации, ее хранение, передача и использование.

Информационная система (ИС) – это совокупность механизмов и устройств, обеспечивающих полное выполнение информационного процесса.

Вне ИС информация может лишь сохраняться в виде записей на тех или иных физических носителях, но не может быть ни принятой, ни переданной, ни использованной.

Внешний поток информации определяется взаимодействием предприятия с экономическими и политическими субъектами, действующими вне его. Сюда относится взаимодействие предприятия с клиентами и конкурентами, как реальными, так и потенциальными. Внутренний поток включает в себя информацию, описывающую отношения в коллективе сотрудников, а также знания, порождаемые в производстве.

Предприятия имеют и формируют свою собственную внутреннюю информационную среду, в которой циркулируют потоки информации. В качестве внешних источников информации предприятия выступают государство, информационные центры и сети, научно-исследовательские организации, поставщики материалов, конкуренты, инфраструктура рынка и т.п. Входной информационный поток предприятия формируется на основании информации, поступающей от внешней среды. Выходной информационный поток направляется предприятием во внешнюю среду и содержит информацию о своих производственных возможностях, производимом товаре (реклама), материальных, энергетических, кадровых и информационных потребностях и т.д. Информационная система предприятия фильтрует информационный поток и выделяет информацию, необходимую (релевантную) для жизнедеятельности предприятия, преобразуя ее в удобную для принятия решений форму.

Основными задачами предприятия по формированию информационных потоков являются: формирование адекватных информационных ресурсов для системы управления предприятием; оптимизация информационных потоков путем исключения дублирования информации; ликвидация разрыва между внедрением ИТ и техники и состоянием информационных ресурсов (их формирование и использование).

Информация. В приведенных ранее определениях понятие информации является ключевым и заслуживает отдельного рассмотрения, поэтому необходимо остановиться на нем более подробно.

Информация – это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств. Процесс получения и использования информации является процессом нашего приспособления к случайностям внешней среды и нашей жизнедеятельности в этой среде[1].

Информацией можно назвать алгоритм построения системы, обеспечивающей воспроизведение этой информации, функционально связанной со средой своего местоположения. Обеспечение воспроизведения информации – обязательный и необходимый атрибут любой информационной системы [5].

Информация – совокупность закодированных сведений, необходимых для принятия решений и их реализации [4].

При сопоставлении различных определений информации выделяют две концепции: атрибутивную и функциональную. Обе концепции сходятся в том, что информация существует в объективной действительности, но расходятся по поводу наличия ее в неживой природе. Атрибутивная концепция рассматривает информацию как атрибут, присущий всем уровням материи, а функциональная – как функциональное качество самоорганизующихся систем.

Более глубокое изучение определений информации позволяет выделить ее онтологическое и методологическое понимание. Онтологическое понимание состоит в том, что информация принадлежит объективной действительности в качестве особого явления материального мира или функции высокоорганизованных систем. Методологическое понимание представляет информацию как продукт познания, познавательный инструмент, абстрактную фикцию. Более продуктивным для решения проблем менеджмента является методологическое понимание информации.

Информация как философская категория. В широком смысле информация – это сведения, знания, сообщения, являющиеся объектом хранения, преобразования, передачи и помогающие решать поставленные перед организацией задачи. Термин "информация" происходит от латинского слова "informatio". Современное понимание информации представляет собой результат развития двух подходов: естественно-научного и философского.

Естественно-научный подход обусловлен совокупностью знаний, полученных разными естественными науками, и наиболее хорошо виден на примере термодинамики – науки, изучающей процессы в тепловых машинах.

Оказалось, что без введения специального понятия энтропии невозможно точно описать поведение тепловых машин. Скачок в понимании природы этой величины произошел в 1877 г., когда Л. Больцман дал ей статистическую интерпретацию. Уже сам Л. Больцман обронил фразу о том, что энтропия характеризует недостающую информацию, но тогда этой фразы никто не понял. Энтропия по Больцману выглядит следующим образом:

Понимание наступило после того, как К. Шеннон разработал теорию информации и показал, что формула информационной энтропии и формула Больцмана для термодинамической энтропии совпадают с точностью до знака и неразрывно связаны. Энтропия по Шеннону выглядит так:

Философская теория познания подошла к этой проблеме совсем с другой стороны.

Первоначальный смысл слова "информация" (знания, сведения, сообщения, уведомление), т.е. нечто, присущее только человеческому сознанию и общению, начал расширяться и обобщаться. Признав, что знание есть отражение реального мира, материалистическая теория познания установила, что отражение является всеобщим свойством материи.

Существуют следующие формы отражения:

• сознание – является высшей формой отражения, присущей только человеку;

• психическая форма – присуща не только человеку, но и животным;

• раздражимость – охватывает также растения и простейшие организмы;

• запечатление взаимодействия – присуще и неорганической природе, и элементарным частицам, т.е. всей материи вообще.

Таким образом, знание есть отражение реального мира, а следовательно, отражение – всеобщее свойство материи.

В связи с этим, как только состояния одного объекта находятся в соответствии с состояниями другого объекта, можно говорить, что один объект отражает другой, содержит информацию о другом. Так вновь сомкнулись результаты двух подходов исследования природы: естественно-научного и философского.

Современной наукой информация рассматривается как фундаментальное свойство материи, а понятие информации приобрело смысл философской категории.

Информационные ресурсы. Информационная экономика базируется на информации как на основном ресурсе и товаре одновременно.

Под информационным ресурсом (ИР) понимают[2] данные, преобразованные в форму, которая является значимой для управления предприятием.

Информационные ресурсы – это информация, созданная и (или) обнаруженная, зарегистрированная, оцененная, с определенными законами деградации и обновления[3]. Информационные ресурсы предприятия представлены в документах массивов информации ИС на машинных носителях, в архивах, фондах, библиотеках[4].

Информационные ресурсы, частью которых являются и ИТ, имеют в данном определении четкую структуру в соответствии с методикой их создания, оценки и инвентаризации. Более того, исходя из определения структуры ИР, возможен учет их статических и динамических составляющих.

Законы деградации и обновления позволяют определить положение ИР на рынке ИТ с помощью соответствующей методики. В методику[5] входит оценка технических (точность, достоверность и т.д.) и экономических характеристик (стоимость получения зарегистрированной информации и т.д.).

Оценка ИР в целом для данного момента времени делается уже после его создания (в том числе определения закона деградации (новизны), обновления (возможности поддержания на уровне и развития)) и базируется на оценке востребованности ИР.

В системах организационного управления выделяют экономическую информацию, связанную с управлением коллективами людей, занятых производством продукции, работ и услуг, и техническую, связанную с управлением техническими объектами.

Экономическая информация отражает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг и связана с общественным производством, поэтому ее также называют производственной.

Такая информация характеризуется большим объемом, многократным использованием, периодическим обновлением и преобразованием, использованием логических операций и выполнением относительно несложных математических расчетов.

Экономическая информация имеет определенную структуру. Основной ее структурной единицей является показатель.

Показатель имеет законченное смысловое ОГЛАВЛЕНИЕ и потребительскую значимость для целей управления и его нельзя разделить на более мелкие единицы без разрушения смысла. Показатель состоит из совокупности реквизитов.

Реквизит –логически неделимый элемент, отражающий определенные свойства объекта или хозяйственного процесса. Каждый показатель состоит из одного реквизита-основания и одного или нескольких реквизитов-признаков.

Реквизит-основание характеризует, как правило, количественное значение показателя (масса, стоимость, норма времени и т.д.); реквизит-признак – смысловое значение показателя и определяет его наименование.

Техническая информация – основа комплексной автоматизации производства, разработки и создания систем управления на транспорте, ирригационных и газораспределительных системах, на атомных электростанциях, космических кораблях и т.п. Сюда же относится информация, используемая для идентификации объектов управления, т.е. определения динамических характеристик управляемых объектов на основе наблюдения и измерения некоторых их параметров и внешних возмущающих воздействий.

Семиотика и ее разделы. Информационное взаимодействие между системами осуществляется посредством сигналов – физических процессов, переносящих информацию, чаще всего представленную в виде символов, знаков или звуков. С их помощью одна система воздействует на другую. Наука о знаках и знаковых системах в природе и обществе называется семиотикой. Она рассматривает различные аспекты информационного взаимодействия систем и состоит из трех частей: синтактики, семантики и прагматики.

Синтактика изучает структуру знаков и отношений между ними с точки зрения синтаксиса, безотносительно к тому, что они отражают и как воспринимаются адресатом. Синтаксический анализ представляет собой обработку текста на естественном языке для получения синтаксического представления этого текста, в частности его синтаксической структуры.

Семантика исследует отношения между знаками и обозначаемыми ими объектами, не касаясь получателя знаков.

Она изучает общие закономерности построения любых знаковых систем, рассматриваемых в синтактике. Различают семантику логическую и структурную. Логическая семантика рассматривает знаковые системы как средства выражения смысла, установления зависимости между структурой знакосочетаний и их выразительными возможностями. Структурная семантика – раздел структурной лингвистики, посвященный описанию смысла языковых выражений и операций над ним. Семантический анализ – совокупность операций, служащих для представления смысла текста на естественном языке в виде записи на некотором формализованном семантическом (смысловом) языке. Семантический анализ моделирует процесс понимания текста человеком.

Прагматика изучает восприятие осмысленных выражений знаковой системы в соответствии с разрешающими способностями воспринимающего. Теоретическая прагматика рассматривает некоторые гипотезы о свойствах и строении интеллекта, которые формулируются на основе данных нейрофизиологии, экспериментальной психологии, бионики, теории персептронов и т.д. Прикладная прагматика включает в себя исследования, посвященные эмпирическому анализу понимания людьми различных языковых выражений, изучению ритмики и стихосложения, а также разработке информационно-поисковых систем.

Таким образом, выделяют три уровня рассмотрения любого информационного сообщения, три уровня абстрагирования от особенностей конкретных актов обмена информацией. На прагматическом уровне с целью выявить полезность информации рассматривают все элементы информационного обмена. На семантическом уровне, отвлекаясь от получателя информации, конечной целью изучения является смысловое значение сообщения, его адекватность описываемым объектам. Наиболее узким является синтактический уровень – изучение только самих знаков и соотношений между ними.