Экономическая дипломатия

Экономическая дипломатия на рубеже 1950–1960 гг. появляется в Японии, когда перед дипломатами этой страны была поставлена задача повышения роли Японии в международных делах с помощью своего быстро растущего экономического потенциала. Но особенных успехов достигнуто не было. С. Хантингтон считал, что экономическая дипломатия представляет собой использование торговых и научно- технических связей в качестве рычагов давления и шантажа, при этом он утверждал, что она выступает наиболее эффективным инструментом американской внешней политики. На самом деле экономическая дипломатия государстваэто использование государством дипломатических приемов и методов, а также экономических мер и средств (торговая политика, предоставление или получение помощи, займов, технологий) как на двусторонней, так и на многосторонней основе, для содействия развитию национальной экономики и обеспечения внешнеэкономических интересов, для достижения политических целей в рамках общего внешнеполитического курса данного государства в международных делах.

К экономической дипломатии близка торговая дипломатия, которая представляет собой работу торгово-экономических ведомств правительства, а также дипломатических миссий в поддержку торгового и финансово-экономического сектора своей страны. Мощным субъектом экономической дипломатии в настоящее время выступают главы государств и правительств, ведущих переговоры на высшем уровне по экономической проблематике с соответствующими должностными лицами других стран. Важными аспектами этой работы являются поддержка информацией об экспорте и инвестициях (возможных и реально существующих), оказание содействия торговле и продвижению национальных товаров на мировом рынке.

Публичная, или "народная" дипломатия – еще одна форма этого многофункционального явления. Некоторые авторы считают, что она появилась в начале XXI в. как осуществление внешней политики государства при соблюдении широкой гласности. В этом смысле данное понятие созвучно демократической или открытой дипломатии. Одной из причин, оказывающих влияние на ОГЛАВЛЕНИЕ и развитие народной дипломатии, стало появление новых факторов международных отношений – неправительственных организаций, международных общественных организаций, транснациональных корпораций, средств массовой информации и даже отдельных индивидов. Огромную роль сыграло расширение разновидностей интернет-технологий, которые все в большей мере подрывают традиционные "секреты" классической дипломатии.

Согласно другой точке зрения, народная дипломатия представляет собой часть внешнеполитической доктрины США о развертывании широких программ по линии культурного обмена, вовлечении общественности (журналистов, ученых, врачей, художников, писателей и других представителей интеллектуальных страт) в выполнение заданий правительственных структур, вовлеченных в осуществление внешней политики. Этот вид деятельности стал еще называться "культурной дипломатией". Культурная дипломатия может быть определена как деятельность по продвижению за границей культурных, научно-технических и социально- гуманитарных достижений своего государства.

Существующий у государства обширный арсенал инструментов внешнеэкономической политики позволяет ему оказывать активное влияние на формирование структуры и направления развития собственной экономики. В результате в сфере внешнеэкономической политики сформировалась специфическая сфера деятельности, именуемая экономической дипломатией.

Стремительный рост процессов глобализации в настоящее время сопровождается все большим влиянием экономических факторов на систему международных отношений. Экономический компонент современной дипломатии в значительной степени определяет динамику международных отношений, а также темпы и направление развития большинства государств мира. Происходит формирование глобальной экономической системы и "экономизация" мировой политики, главные факторы (субъекты) которой руководствуются, прежде всего, финансово-экономическими интересами. Поэтому экономическая дипломатия все в большей степени становится неотъемлемым элементом мировой политики и международных политических отношений. Для правильного понимания этих тенденций необходимо изучение сути и истоков экономической дипломатии. Ярким примером таковой является "план Маршалла", выраженный в форме программы восстановления Европы после Второй мировой войны. Внешнеполитическая история "плана Маршалла" представляет немалый интерес. Этот план занимал важнейшее место в стратегии США в начальный послевоенный период и представлял собой исторический этап развития американской внешней политики. В дальнейшем "план Маршалла" нашел свое успешное продолжение в других программах экономической помощи, его механизм используется и сегодня. Бизнесмен и дипломат У. Клейтон, которому, как считают, принадлежала идея "плана Маршалла", ратовал за нее следующим образом: "В свете потребностей и интересов народа Соединенных Штагов – нам нужны рынки, крупные рынки, чтобы покупать и продавать. Дешевле защитить себя экономическими средствами, которых у нас более чем достаточно"[1].

На протяжении всей американской истории экономические факторы традиционно играли заметную роль в определении национальных интересов США, формировании внешнеполитических задач и приоритетов, а также в использовании различных элементов национальной мощи на международной арене. В американской внешней политике примат экономических интересов всегда проявлялся более ярко, чем во внешней политике большинства других стран. Этому способствовал целый ряд условий и обстоятельств: длительная изоляция США от основных мировых центров силы, гарантированный географическим положением высокий уровень безопасности, традиционно свойственный американцам прагматизм, проявившийся и во внешней политике. Если в Европе политические отношения нередко шли впереди экономических связей, создавали фундамент для продвижения экономических интересов тех или иных стран, то для СШЛ, напротив, характерна была опережающая экономическая экспансия, результаты которой позднее закреплялись в виде соответствующих политических и юридических отношений. Известный американский исследователь Д. Гэддис отмечает: "США взяли курс на глобальную экспансию уже после Второй мировой войны"[2]. Соответственно, американская экономическая дипломатия была нацелена на то, чтобы реализовать этот геополитический курс с учетом опыта довоенной и военной эпохи последующей новейшей политической истории мира, особенно в условиях противостояния СССР и США.