Лекция 4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНОВ РОССИИ

После изучения данной главы студент должен:

знать

• основные направления региональной экономической политики;

• основные угрозы экономической безопасности регионам России;

уметь

оценивать уровень инвестиционной привлекательности региона;

• оценивать уровень экономической безопасности региона;

владеть

• методами анализа и оценки инвестиционной привлекательности региона;

• методами оценки уровня экономической безопасности региона.

Основные направления региональной политики в Российской Федерации

В связи с тем что хозяйствующим субъектам в условиях рыночной экономики не удастся достичь такой степени скоординированности усилий на инвестиционном рынке, чтобы добиться какого-нибудь социально значимого результата по восстановлению хозяйства депрессивных регионов, возрастает роль государства как организатора и координатора такой деятельности.

Программа действий в рамках государственной стратегии регулирования инвестиционной деятельности, нацеленной на преодоление территориальных диспропорций развития регионов, состоит из следующих последовательных элементов:

– определение задач государственного регулирования инвестиционной деятельности;

– организация информационного обеспечения государственного регулирования инвестиционной деятельности;

– выбор средств государственного регулирования инвестиционной деятельности;

– осуществление контроля за государственным регулированием инвестиционной деятельности.

Кратко охарактеризуем каждый из намеченных элементов.

В соответствии с основной целью государственного регулирования инвестиционной деятельности – созданием условий для поступательного роста национальной экономики за счет преодоления территориальных диспропорций экономического развития субъектов РФ – формулируются основные задачи государственного регулирования инвестиционной деятельности.

В соответствии с законодательными нормами государственное регулирование инвестиционной деятельности предусматривает:

– создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений;

– прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.

В рамках решения задачи по организации информационного обеспечения государственного регулирования инвестиционной деятельности необходимо предусмотреть механизм получения объективных количественных данных о состоянии инвестиционного рынка, инвестиционной активности, эффективности инвестиционной деятельности. Экспертные балльные методики определения инвестиционной активности в регионе зачастую субъективны и отражают не столько реальную картину, сколько взгляды экспертов на те или иные аспекты инвестиций; методика определения интегральных уровней содержит избыточную информацию как статистического, так и балльного характера, объективность которой не всегда отвечает уровню поставленных задач.

Наиболее оптимальным подходом к решению поставленной задачи представляется использование существующей статистической отчетности, сбор, анализ и публикация которой являются функцией Росстата. В таком случае достоверность используемых данных не вызвала бы сомнений, а их релевантность явствовала бы уже из самого факта включения их в статистическую отчетность, имеющую отношение к инвестициям.

Такое сочетание характеристик объективности и релевантности свойственно показателям, объединенным в статистическом сборнике Росстата в таблицу "Показатели, характеризующие инвестиционную привлекательность регионов Российской Федерации". В качестве таковых используются восемь показателей:

1) ВРП на душу населения;

2) удельный вес трудоспособного населения;

3) удельный вес лиц с высшим образованием;

4) среднедушевые среднемесячные доходы населения;

5) сальдированный финансовый результат деятельности организаций на душу населения;

6) удельный вес прибыльных организаций;

7) инвестиции в основной капитал на душу населения;

8) индекс физического объема инвестиций в основной капитал.

Использованная методика обладает преимуществами воспроизводимости и надежности, основана на объективных статистических данных и не зависит от экспертных или балльных оценок. Ее результаты применимы для среднесрочного прогнозирования государственных регулятивных вмешательств в функционирование инвестиционного рынка на макроуровне, они позволяют определить регионы – доноры финансовых средств для реализации различных региональных целевых программ и т.д.

Одним из наиболее труднопреодолимых препятствий в использовании полученных результатов ранжирования для практического применения в целях устранения региональных перекосов развития является удаленность регионов, которые могли бы потенциально выступить в роли донора инвестиционных средств, от регионов, которые в таких средствах нуждаются и могут найти им применение в рамках существующей инвестиционной инфраструктуры.